Посмотрел, наконец, фильм «Звезда пленительного счастья».
Раньше не мог смотреть сцены с Николаем I в исполнении Ливанова. Ливанова обожаю. Но образ, который ему сказали создать, решительно не нравится. Тут играет советский метод показа врагов. Называется «включай карикатуру». Зритель не должен видеть ничего человеческое.
Особенно «порадовала» сцена, где император и один из декабристов спорят, кто из них свинья.
Впрочем, надо признать, иногда Ливанову давали показывать человека.
Интересно сравнивать с новым российским фильмом «Союзом спасения». И можно заметить, что не такие уж разные получились декабристы-висельники. Просто в советском фильме они эпизодические персонажи, а в российском - главные герои. Пестель и Рылеев пугают в обоих фильмах. Янковский играет фанатика, который не простого готов умереть, а ищет смерти. И в новом фильме Рылеев практически такой же. Только у него больше экранного времени и он пугает больше, чем в советской версии, где половина его экранного времени это виселица.
Речь Милорадовича в советской версии чем-то показалась лучше российской. Генерал говорит о сражениях в которых участвовал. Так зрителю напоминают, что это герой 1812 года. И это не добавляет очков в пользу Каховского, который его застрелил.
Также заметил парадокс. Фильм вроде анти-дворянский. Один из героев дворян стыдится своего положения, все рассуждают о том, как дворяне мучают крестьян. Но... главные герои дворяне, и режиссер показывает их жизнь с любовью. Баталов танцующий с Купченко, Костолевский на коне, семейные посиделки Н.Н. Раевского. Автор явно любуется этим бытом.
А негатив о крепостничестве, в основном, только на словах, когда декабристы рассказывают разные ужасы. А визуально мы видим только как Анненков с бабушкой пинают верного слугу. В остальном быт показан с сочувствием.
Еще приятно удивила религиозность героинь и некоторых героев. В советском фильме положительные герои искренне молятся. И отрицательных священников не видно. Пустячок, а приятно.
Что касается героизации жен декабристов, то лично я отношусь спокойно. В конце концов это неплохой фильм о преодолении препятствий. И о борьбе за человечность в нечеловеческих условиях. А противостояние героев Купченко и Смоктуновского это конечно классика.
Ну и напоследок про момент там с Марией Волконской (урожденной Раевской), который показался забавным. Итак, начало фильма. Семейная жизнь у Волконских не очень складывается, так как мужа дома почти нет. И вот муж после ареста Пестеля паникует и готовится к самому худшему. Он говорит Марии: «Надеюсь ты сможешь понять НАС.». Она с ужасом говорит «Понять ВАС?!». Лишь позже я догадался, что они о разном. Он - про тайное общество. А она подумала про супружескую измену.
И вот Сергей Волконского арестовывают. Мария про это не знает, а ее семья (Раевский) всячески оберегает от печальных новостей, держа в информационном вакууме. В конце концов, она подходит к брату и говорит «Нет ничего хуже неизвестности. Скажи мне правду». И он говорит правду, что ее муж арестован за государственную измену. И какова ее реакция. «Слава Богу. Значит, я ему нужна!» Ее братец обалдел.
А я вспомнил анекдот.
- Алло мама. Его до сих пор нет. Я чувствую, что он мне изменяет.
- Дорогая, но что ты всегда предполагаешь самое худшее? Может он попал в аварию и спокойно лежит себе в больнице или в морге.
Не, ну реально. Государственная измена не так страшна как супружеская.
Впрочем ладно. Вполне жизненный образ. Пока он ходил по тайным собраниям, она чувствовала себе ненужной. А когда он был сослан, почувствовала, что у нее есть предназначение. И, учитывая что она дома оставила новорожденного сына, образ получился неоднозначный.
И печально было позже читать, что худшее было позади, и быт декабристов устроился, семейная жизнь у Волконских наоборот расстроилась.
Как-то так.