О Петре I и Русской Православной Церкви

Oct 13, 2021 00:18


В продолжение темы привилегированного положения Русской Церкви до Революции. Как уже говорилось, можно услышать, что православные пострадали за привилегированное положение и за то, что Церковь была частью государства. В связи с этим часто упоминают интересную дату. Говорят, что Церковь стала частью государства при Петре I Великом. То есть получается, что Церковь тогда оказалась в привилегированном положении.

Но, во-первых Церковь была частью государства и до Петра. А во вторых, собственно при Петре ее положение не улучшилось, а ухудшилось.

Интересна легенда, связанная с церковной реформой Петра. Он ведь ликвидировал патриаршество, причем в указе говорилось о том, что патриарх может создавать проблемы правителю. И, согласно легенде, когда иерархи обращались ему с просьбой восстановить патриаршество, он бросил на стол булат и сказал «Вот вам патриарх!».

Вместо патриарха Церковью стал управлять коллегиальный орган - Святейший Синод (в начале, Петр вообще хотел его назвать «Духовной коллегией» но передумал). И похоже главной цели реформа Петра достигла. Если раньше бывали конфликты между царями и главами Церкви (Филипп и Иван Грозный, Никон и Алексей Михайлович), то в Синодальный период мы такого не знаем.



Влияние Церкви при Петре упало. И дело даже не в том, что в Синоде самая большая власть была у Обер-прокурора представляющего императорскую власть. Дело в том, что при Петре в элиту страны стали входить не только православные. В результате Северной Войны к России были присоединены прибалтийские регионы - Эстляндия и Лифляндия. Элитой там были немцы- протестанты. И эти немцы стали частью российской элиты. Они неплохо России служили дав нам немало мореходов (например, совершивший кругосветное путешествие Крузенштерн «Человек и пароход»), ученых (среди основателей Русского географического общества были сплошь немцы) и военных (один Тотлебен, строивший укрепления Севастополя, многих стоит). Но они, как правило, не были православными. И православными приходилось делить влияние. Позже к элите еще присоединились католики и армяне монофизиты.

Кроме того влияние Церкви падало в связи с модой эпохи Просвещения. Екатерина II тоже поддавалась этому влиянию. В ее Уложенной комиссии был только один представитель духовенства. Даже в Генеральных штатах созванных Людовиком XVI духовенство составляло одну четверть (что, впрочем, не спасло Францию от Революции). Секуляризация церковных земель также была и следствием и причиной падения влияния Церкви.

Литература становится светской и духовенство на ее страницах редко можно увидеть.

Недавно видел спор об ответственности нашего духовенства за Февральскую Революцию. И меня убедила позиция о малой ответственности. Потому что наша императорская власть мало что возлагала на духовенство. И, как это ни печально, последний император не счел нужным посоветоваться с кем-нибудь из представителей духовного сословия.

При этом реформа Петра действительно была поворотным пунктом. Потому что падение влияний Церкви неизбежно вело к 1917 году. Но ответственность иерархов здесь не в том, что они захотели стать частью государства при Петре, а в том, что пассивно уступали светской власти, сдавая одну позицию за другой. По поводу той же секуляризации возмущался только Арсений Мациевич. А большинство подчинилось.

Можно предположить, что одной из причин этой пассивности стал Раскол. В старообрядцы ушла значительная часть наиболее энергичных и бескомпромиссных людей, а  стала более спокойной (или «менее пассионарной»). Что ж, тут тоже неплохой урок. «Если царство разделится само в себе, то не может устоять то царство». И если внутри Церкви люди не могут договориться, то церковь будет терять и влияние и людей.

Что касается того, как Церковь стала частью государства, то это фактически произошло еще при Владимире. Впрочем, потом началась эпоха Ига и независимого православного государства не стало. Так что начинать надо со времен Ивана III, первого независимого государя Всея Руси. Но и при Владимире и при Иване III объединение государства и Церкви явно способствовало увеличению числа православных, в том числе и прославленных в лике святых. А тот же Владимир назван равноапостольным как и Константин. Но это отдельная тема. Говорить же, что православные в 1917 году расплачивалась за 988 год как-то уж совсем странно.

В общем, при Петре не начиналась эпоха государственного православия, а началась эпоха падения влияния православия. Но и у этой эпохи были свои плюсы. И тогда у нас тоже были люди, оказавшиеся достойными прославления в лике святых.

Церковь, Русская Православная Церковь, Петр I, История

Previous post Next post
Up