Существует легенда что современный «Союз» это потомок космического корабля созданного для облета Луны. Ну, на Луну полететь не получилось и этот корабль стал применяться для околоземных полетов. Но это не так. С самого начала это были два разных корабля.
Дело тут простое - пот предположим нам надо выполнить несколько задач. В данном случае - облететь, а потом и высадиться на Луну, а кроме того нам нужен и корабль для замены «Восхода», который бы летал на околоземную орбиту. Можно создать один корабль который найдет применение во всех этих полетах. А можно создать три разных. Оба подхода имеют и плюсы и минусы.
Единый корабль проще и быстрее создать. Его можно быстрее отработать, что безусловно хорошо. Однако , тут есть и обратная сторона - такой единый корабль будет весить больше чем любой из трех созданных специально для отдельных миссий. А масса может быть критичной.
Три разных корабля - это тройные затраты времени на создание и испытания, но отличное весовое совершенство.
Так вот уже в 1963 году стало ясно что единый корабль создать не удастся.
Вот паровозик для облета Луны
Чтобы он мог облететь Луну требовалось чтобы масса Л1 не превышала 5100 кг.
А если нам требовалось совершить посадку на Луну, то при использовании 3 пусков ракет Н1 с ПН 75 тонн - вес Л3 не должен был превышать 5000 кг.
Если ПН у Н1 поднять до 85 тонн - масса лунного союза могла возрасти до 6 тонн.
В то же время новая модификация Р7 была способна вывести на орбиту Земли корабль массой в 6800 кг...
И еще не родившиеся в металле Союзы начали становиться все более отдаленными родственниками.
Вот скажем спускаемый аппарат. В лунных вариантах его вес не должен был превышать 2500 кг . Это заставило сократить экипаж до 2 человек и отказаться от запасного парашута. В тоже время «Союз-1» на котором разбился Комаров имел СА массой 2800 кг и два парашута - основной и запасной. Да и мест в нем было 3.
Однако и оклоземный Союз - 7К-ОК не так то просто было удержать в массе 6800 кг. Уже в том же 1963 году проблемы с массой даже привели к идее снять с корабля орбитальный отсек. В дальнейшем от этого отказались - но об остроте проблемы с весом это говорит.
Понятно что для лунного корабля с массой в 5 тонн эти проблемы были еще острее. Например Л1 после стыковки с разгонным блоком должен был сбрасывать всю электронику (а советская электроника весила немало) обеспечивающую эту самую стыковку. Про то что сократили экипаж и лишили СА резервного парашута уже упоминалось.
В королевском КБ Союзы для Луны (7К-Л1 и 7к-Л3) носили название облегченных. По своим решениям Л1 и Л3 были ближе друг к другу чем к 7К-ОК, но при дальнейшей разработке они потеряли это сходство....