А теперь посмотрим на наших героев сбоку.
Центурион - прост и не затейлив. Он имеет борта толщиной в 51 мм наклоненные под углом 12 градусов. Наклон сделан не для увеличения снарядостойкости , а для установки погона башни большего диаметра.
А еще на ходовую часть поставили потивокумулятивные экраны
В итоге - на той площади борта что закрашена желты - суммарная защита составляет 58 мм, а на остальной - 52. Каких либо окон или уязвимых мест в броне нет.
На Ис-3 все гораздо кучерявее... В прошлой части я писал что существует два метода собрать броню для того чтобы защитить нос - ужать внутренний объем и просто вырезать окна.
В Ис-3 объем ужали, но этого было мало чтобы удержаться в весе 50 тонн.
Поэтому сделали окна. Дно у Ис-3 корытообразное и залазит на боковую проекцию
На рисунке оно - красное. Так вот его толщина - 16 мм. Так у легкого танка Т-26. При такой толщине под каким углом броню не ставь - она будет пробивать из любого орудия....
Но на этом сюрпризы боковой проекции Ис-3 не кончаются.
Смотрим на самый верхний снаряд. В месте сопряжения бокового и верхнего листов приведенная толщина брони стремительно сокращается. Попавший туда снаряд может пробить тонкую часть бокового листа, поддеть верхний и....
Опять таки - формально приведенная толщина брони из почти 200 мм превращается мм в 50...
Но и это не все. Борт сварен из двух листов, при этом образует тупой угол, который служит ловушкой для снарядов.
Смотрим на средний снаряд- отразившись он верхнего листа , снаряд попадает в нижний , установленный под куда менее выгодным углом.
Но и это еще не все - взаимное расположение верхней ветви гусеницы и верхнего бронелиста образует воронку - голубой угол справа на рисунке.
Попавший в эту воронку снаряд центрируется и ударяет точно в сварной шов двух листов - самое слабое место.
Смотрим на картинку слабых мест боковой проекции Ис-3. Синяя полоса - толщина брони около 50 мм.
Желтая - сварной шов куда автоматически направляется где то 50 процентов попавших в борт снарядов.
Красная - толщина брони 16 мм (!!!) . Причем это место не защищено ни катками , ни экраном.
Все это обесценивает формально большую толщину борта в 90 мм ( учитывая наклон даже формально и 200).
Защита оценивается не по самому толстому, а по наиболее слабому .
У венгров в 1956 году не имелось 128 мм противотанковых пушек, а применение танков в городах не было сюрпризом для Советской Армии и вот такой печальный итог...
Но собственно странности боковой бронезащиты Ис-3 обнаружили довольно быстро и на следующих танках попытались устранить.
Например на Ис-7 добавили вверху еще один бронелист. Это немного уменьшило, но не ликвидировало полностью верхнюю щель.
Сварку нижних листов ликвидировали , применив гнутый лист. Теперь попавший в борт снаряд при удачном стечении обстоятельств мог скользнуть по борту в землю.
При неудачном - отбить у танка балансир подвески. Тонкую броню днища от гранатометов защищали катки большого диаметра. Хотя конечно от снарядов это мало помогало ....
Эта же схема бронирования со всеми ее недостатками перешла и на Т-10, а потом про нее просто забыли .
Общий вывод из всего этого - любые оригинальные решения желательно тщательно проверять, перед тем как запускать танк в серию. И скажем конструкция бортов по типу Т-34 была бы лучше того, что было применено на Ис-3....