Ис-3 и Центурион - вид сбоку

Jun 03, 2020 13:02


  А теперь посмотрим на наших героев сбоку.





Центурион - прост и не затейлив. Он имеет борта толщиной в 51 мм наклоненные под углом 12 градусов.  Наклон сделан не для увеличения снарядостойкости , а  для установки погона башни большего диаметра.

А еще на ходовую часть поставили потивокумулятивные экраны



В итоге - на той площади борта что закрашена желты - суммарная защита составляет 58 мм, а на остальной - 52.  Каких либо окон или уязвимых мест в броне нет.

На Ис-3 все гораздо кучерявее... В прошлой части я писал что существует два метода собрать броню  для того чтобы защитить нос - ужать внутренний объем и  просто вырезать окна.

В Ис-3 объем ужали, но этого было мало чтобы удержаться в весе 50 тонн.

Поэтому сделали окна.  Дно у Ис-3 корытообразное и залазит на боковую проекцию



На рисунке оно - красное.  Так вот его толщина - 16 мм. Так у легкого танка Т-26.  При такой толщине под каким углом броню не ставь - она будет пробивать из любого орудия....

Но на этом сюрпризы боковой проекции Ис-3 не кончаются.

Смотрим на самый верхний снаряд. В месте сопряжения бокового и верхнего листов приведенная толщина брони стремительно сокращается. Попавший туда снаряд может пробить тонкую часть бокового листа, поддеть верхний и....

Опять таки - формально приведенная толщина брони из почти 200 мм превращается мм в 50...

Но и это не все. Борт сварен из двух листов, при этом  образует тупой угол, который служит ловушкой для снарядов.

Смотрим на средний снаряд- отразившись он верхнего листа , снаряд попадает в нижний , установленный под куда менее выгодным углом.

Но и это еще не все - взаимное расположение верхней ветви гусеницы и верхнего бронелиста образует воронку - голубой угол справа на рисунке.

Попавший в эту воронку снаряд центрируется и ударяет точно в сварной шов двух листов - самое слабое место.



Смотрим на картинку слабых мест боковой проекции Ис-3.  Синяя полоса - толщина брони около 50 мм.

Желтая - сварной шов куда автоматически направляется где то 50 процентов попавших в борт снарядов.

Красная - толщина брони 16 мм (!!!) . Причем это место не защищено ни катками , ни экраном.

Все это обесценивает формально большую толщину борта в 90 мм ( учитывая наклон даже формально и 200).

Защита оценивается не по самому толстому, а по наиболее слабому .



У венгров в 1956 году не имелось 128 мм противотанковых пушек, а применение танков в городах не было сюрпризом для Советской Армии и  вот такой печальный итог...

Но собственно странности боковой бронезащиты Ис-3 обнаружили довольно быстро и на следующих танках попытались устранить.

Например на Ис-7 добавили вверху еще один бронелист. Это немного уменьшило, но не ликвидировало полностью верхнюю щель.

Сварку нижних листов ликвидировали ,  применив гнутый лист.  Теперь попавший в борт снаряд при удачном стечении обстоятельств мог скользнуть по борту в землю.



При неудачном - отбить у танка балансир подвески.  Тонкую броню днища от гранатометов защищали катки большого диаметра. Хотя конечно от снарядов это мало помогало ....

Эта же схема бронирования со всеми ее недостатками перешла и на Т-10, а потом про нее просто забыли .

Общий вывод из всего этого - любые оригинальные решения желательно тщательно проверять, перед тем как запускать танк в серию.  И скажем конструкция бортов по типу Т-34 была бы лучше того, что было применено на Ис-3....

Previous post Next post
Up