История создания этой интересной машины имеет множество белых пятен и до конца неизвестна.
Имеется официальная версия приведенная в книге Соловьева В.П. - Преодоление бездорожья. Разработки СКБ ЗИЛ. Все дальнейшие публикации по этой теме являются просто пересказом этой же самой информации.
В кратком виде она звучит примерно так - Ракета Н-1 была спроектирована и ее производство должно было осуществляться в Самаре. Но тут внезапно обнаружилось что перевозить ее можно только в разобранном виде. А на космодроме нужно строить сборочный завод.
И тогда специалисты из королевского ОКБ-1 провели мозговой штурм и решили эту проблему. Ступени следовало на барже перевозить вниз по Волге от Куйбышева до Гурьева , а от Гурьева посуху при помощи специального тягача. Такой тягач попытались заказать БелАЗу и НАМИ, но те отказались. К Главный конструктор СКБ ЗИЛ В.А. Грачев - согласился. Машину получившую индекс ЗИЛ-135Ш спроектировали и даже провели испытания ее элементов на специально созданной макетной машине ЗИЛ-135МШ, Королев умер, а сменивший его Мишин предпочел строить сборочный завод на космодроме - и проект отменили.
В этой версии много чего не соответсвует действительности. Точнее - почти все.
Н-1 изначально планировали собирать на космодроме из мелких элементов. А в дальнейшем - и перенести ее производство полностью на космодром, создав этакую "Космическую верфь". Что имело определенный смысл так как по планам принятым в 60 году планировалось за 10 лет построить и запустить чуть ли не 50 Н-1! Правда уже через год от этих планов отказались, но потом Н-1 снова возродилась уже как ракета для пилотируемого полета на Луну. Но собирать ее по прежнему хотели из мелких элементов прямо на космодроме.
Однако возможно тут сыграли свою роль темпы заданные США. Американская лунная программа развивалась довольно быстро и ... И вот тут у нас обнаружили что каждую Н-1 фактически приходиться изготавливать 2 раза: один раз в Куйбышеве, а потом ее надо снова разбирать перевозить и вновь собирать на космодроме. Что ребовало больших затрат времени и двойного комплекта сборочного оборудования.
Возможно тут то и появилась идея водно-сухопутной транспортировки. Точнее не появилась, а возродилась - Янгель при разработке моноблочного варианта своей ракеты Р-56 собирался траспортировать ее на космодром именно так - по воде до Гурьева, а оттуда тягачами до Тюратама. Однако, разработку Р-56 отменили в 1962 году и эта идея отпала сама собой.
С Н-1 в этом плане имелись проблемы. Ракета была крупнее Р-56 и из-за своей конструкции имела большие габариты. Просто перевезти ее на прицепе за тягачами не представлялось возможным - требовался специальный траспортер. Неясно пытались или его реально заказать БелАЗу или НАМИ, а вот Грачев уципился за эту идею. Дело в том, что у специального конструкторского бюро ЗИЛа имелись проблемы. Точнее сказать речь шла даже о выживании данной организации. Несмотря на свое название и то что СКБ ЗИЛ размещалось на территории ЗИЛа, эта организация была не его подразделением, а фактически самостоятельным предприятием, и руководство ЗИЛа смотрело на нее как на инородное тело. Производство разработанных в СКБ ЗИЛ-135 передали в Брянск, а к производимым на самом ЗИЛе машиным грачевцы не имели касательства. С другой стороны - заниматься производственной тематикой ЗИЛа Грачев не хотел, и сохранить свою организацию пытался занявшись работами для ОКБ-1 Королева. Одно время рассматривался даже вариант перехода СКБ в королевскую фирму.
Так что создание траспортера для Н-1 было для СКБ вполне логичным. В 1965 году было произведено обследование трасы между Гурьевым и Тюратамом , которое показало что машина повышенной проходимости сможет проехать там и без дороги. В конце 1965 года облик траспортера как многоколесной машины с электрической передачей на колеса был сформирован.
Однако в январе 1966 года Королев умер во время операции и... Создание транспортера названного ЗИЛ-135Ш было продолжено!
Для упрощения и ускорения работ было решено использовать стойки шасси от самолета ИЛ-18. Каждая стойка несла два колеса с шинами 1200х500-508. Колеса приводятся во вращение электромотором, а сама стойка может поворячиваться специальным следящим приводом. ЗИЛ-135Ш должен был иметь 16 таких стоек и соответственно 32 колеса, при грузоподьемности 120 тонн. Это позволяло перевозить 2 и 3 ступени Н-1 в сборе, а первую - разобранную на две части (двигательный отсек и баки).
На модели - ЗИЛ-135Ш превозит баки первой ступени Н-1.
Всего машина имела 16 тяговых электромоторов. Электричество для них вырабоатывали 9 генераторов, приводимых 9 автомобильными моторами!
Так что в передней части машины имелось 9 радиатовров, а под днищем - 9 выхлопных труб!
Для испытаний элементов ЗИЛ=135Ш было построено специальное шасси оснащенное двумя стойками с колесами и моторами от него
Испытания эта машина, получившая индекс ЗИЛ-135МШ проходила на полигоне Бронницы, летом и осенью 1967 года. Как видим с момента смерти Королева прошло почти два года - но работы продолжались. После испытаний должно было последовать решение о изготовлении полноразмерного траспортера , но... Оно так и не началось.
Почему это произошло - не ясно. Возможно испытания ЗИЛ-135МШ выявили какие-то проблемы, а возможно произошло что то еще. По крайней мере со смертью Королева это события явно не связано. И на этом история о попытке транспортировки Н-1 на космодром крупными блоками завершилась. А потом завершилась и история самой Н-1....
1