А ведь бабушки дедушки столько всякого интересного порассказать могут. И не надо никаких книг по истории, учебников или энциклопедий - вот он, или она сидит и рассказывает, простой человек, простые истории, о которых не прочитать в книгах. Только слушай и запоминай, записывай, куда-нибудь туда, на серое вещество. Очень, порой, жалею, что до сих пор не завёл диктофона
В то воскресенье мы с дедом делали забор на даче. Вдвоём оно сподручнее. Дело спорилось. Погодка была хорошая, из тех осенних дней, когда синее небо сочетается с золотом деревьев. Вон пролетел самолёт, и из него высыпались парашютисты. Как в детстве дунешь на одуванчик, и разлетятся в разные стороны семечки, так и тут. Я вспомнил, как прыгал с парашютом, потом что-то ещё из авиационной тематики, и завязался разговор. Точнее разговорился дедушка, и стал рассказывать истории из жизни ....
Рассказал он один случай, про футбольного фаната - иначе я и назвать то не могу. И вот что ... всё это туфта, что про сегодняшних говорят, какие это фанаты? Так, один звук, и только. А вот раньше было ....
Служил мой дедушка, Сергей Палыч, в далеких пятидесятых годах, прошлого уже века, на Чкаловском аэродроме инженером техником. Принимал на посадку самолёты, и готовил к полётам. В те давние времена была газета про авиацию: "Сталинские соколы". Так вот в ней даже статью про моего дедушку написали - рекорд по СССР - 17 минут от посадки до взлета самолёта. Но это так, к слову.
Летали тогда в основном на МиГ - 15. Горючки у МИГов было максимум на полтора часа, и потому летали, как правило, по 40 - 50 минут, не более. А ещё служил тогда у них один обычный герой Советского Союза лётчик -
Пётр Белясник. Героя получил он во вторую мировую - лично и в группе сбил около тридцати машин противника. А сейчас занимался испытательной работой и летал на новых МиГах. Так же Пётр Никифорович был страстным любителем футбола. И вот, как-то раз отправил я его в полёт. Взлетел, скрылся за облаками - летает. ... Тридцать минут, сорок, пятьдесят, .... час - его нету. Я уж волноваться начинаю. Уж время подходит, а его всё нет. Час десять - нету, час двадцать. Прилетает через час двадцать четыре - это значит горючки на шесть минут всего осталось. Вынырнул так резко из-за облаков, и сразу сел. Зарулил на стоянку. Кстати о рулёжке. Обычно как садился самолёт, дальше я на земле показывал руками куда рулить. Когда же к нам на аэродром пришёл Пётр, он после первого же полёта сказал: "Ты мне тут не показывай куда рулить, я сам разберусь. Поставь просто колодки куда надо и всё." И я ставил колодки тормозные, а он сам аккуратно заруливал и совершенно чётко всегда, тютелька в тютельку. Так вот сел он в этот раз, зарулил на стоянку. Бывало, после полёта вылезет, пару слов скажет, посмеёмся. А тут вылетел пулей и побежал. Что такое? Ну, я самолёт посмотрел, закрыл кабину, прихожу в радио рубку, ... а он там сидит - футбол слушает.
- Петро, ты чего?
- Да, сегодня ж ЦСКА - Спартак играет. Я взлетел, настроился на частоту, летаю, слушаю....
(А радио ловило в самолёте, только в небе)
... Настроился, слушаю. Хорошо играют!!! ... Смотрю, лампочка замигала. (Осталось горючки на 15 минут). А до конца тайма ещё пять минут, ну я уж долетал, дослушал ....
Вот это я понимаю, футбольный ФАНАТ. У него горючки осталось совсем чуть-чуть, а до окончания тайма ещё пять минут - и он летает... А сейчас, это уж не то всё. Так, одни слова ...