Два "Рима"

Jan 28, 2015 13:15



Начал писать давно запланированную статью о концепции старца Филофея "Москва-Третий Рим" и понял, что нужно остановиться на предпосылках.


В 395 году Римская империя разделилась на две части: Западную Римскую империю (ЗРИ) со столицей в Риме и Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе. На территории ЗРИ возникают многочисленные варварские государства, а в 476 г. она упраздняется вождём скиров Одоакром. На обломках ЗРИ возникает европейская цивилизация, которая впитывает в себя культурные коды некогда великого Рима (Это в частности проявляется в устремлениях Карла Великого, в идее трансляции империи и др.).

Византия, освящённая светом христианства, просуществует ещё тысячу лет и не исчезнет бесследно, а передаст свои культурные коды (как и ЗРИ передаст свои) молодому Российскому государству.

Несмотря на былое единство, Римская империя была обречена на развал: слишком разными были народы населяющие её, слишком велик был её внутренний конфликт (конфликт ахейцев и троянцев). Когда конфликт был оформлен политически, размежевание началось с удвоенной силой. Необходимо выделить отличительные особенности Византии и Западной Европы:

Византия избежала катастрофы, случившейся на Западе - вторжения варварских племён, которые, прежде чем продолжить римскую традицию, уничтожили её. Поэтому римская традиция в Византии сохранялась дольше. В частности, это выразилось в культе императорской власти. Здесь не сложилось вассально-ленной системы. Кроме того, императором Византии мог стать, при благоприятных условиях, даже конюх т.е. человек низкого социального происхождения. В Западной Европе такое было невозможно, даже дворянин, не обладающий богатой родословной, но добивающийся высокого положения, вызывал презрение у придворной аристократии. В этом, на мой взгляд, наше отличие от Европы. Византия, а в последствии и Россия, более благоволила к простому человеку, наверное, в этом можно усмотреть корни будущего социализма.  Кроме того, власть императора в Византии была сакральной, освящённой церковью, что во-первых ставило последнюю в подчинённое положения, а во вторых оказало влияние на власть и в будущей России (поэтому русский народ любит и уважает власть, доверяет ей бесконечно. Все наши руководители обладают особым мандатом на переустройство общества, мандатом освящённым тысячелетней традицией. В Европе всё не так) и во-вторых избавляло византийцев и россиян от жёсткого противостояния светской и духовной властей (наподобие борьбы за инвеституру).

Церковь - это особый фактор в жизни людей традиционого общества. Различия Восточной и Западной церквей поэтому играют важнейшую роль в формировании народов. Долгое время патриарх в Константинополе был подчинён престолу святого Петра в Риме, однако такое подчинение со временем становилось формальным, с1054 г. формальный суверенитет был оформлен юридически. С тех пор христианство раскололсоь на православную и католическую ветви. Различия между двумя церквями были существенными, приведём лишь некоторые из них:

- Спор о филиокве привёл к возвышению католической церкви над светской властью.

- Спор о чистилище привёл к массовым продажам индульгенций.

- Даже внутреннее убранство храмов подталкивало к разделению в душе народов: католические храмы формируют индивидуалистическую сущность европейских народов, в то время как православные настраивают на коллективизм.

В общем различий было много и они повлияли на формирование мировоззрения народов, разделённых между собой с 395 г.

Во времена правления императора Юстиниана Византия добивается наибольших успехов на внешнеполитической арене: в Европе она обладает Италией, частью Испании. Однако, существуя в сложных условиях она вынуждена перейти от экспансии к глухой обороне. Начиная с 6 в., на территорию Византии проникают варварские племена, которые постепенно уничтожают её. Особую роль тут играли крестоносцы. Уже тогда Европа ненавидила богатый Восток (богатый как материально, так и духовно), уже тогда стало понятно, что Византия - это альтернативный Запад, и это вызывало лютую ненависть. В 1204 г. крестоносцы захватывают Константинополь и разграбляют его. Однако Византия оправляется и от этого удара. Смертельный удар она получает... нет, не от турок, а от самой себя: в 1439 г., в страхе перед османами, Византия заключает Ферраро-Флорентийскую унию по которой православная церковь подчиняется католической. Этот, во всех отношениях, предательский шаг был совершён с надеждой, что "Европа нам поможет". Разумеется, не помогла. В 1453 г. турки-османы захватывают Константинополь и Восточная Римская империя прекращает своё существование. История ничему не учит: спустя 550 лет мы совершим аналогичное предательство и опять напрасно (предательство само по себе омерзительно, но когда мы предаём в надежде что-то получить и не получаем, то это ещё и очень глупо).

Разумеется, на Руси события 1439 и 1453 гг. были воприняты как предательство и Божья кара. Россия стала единственной державой, сохранившей православную веру, всё было готово к тому, чтобы дух покинувший тело Византийской империи обрёл своё второй рождение, он его и обрёл. Об этом в следующий раз.

Москва-Третий Рим, Запад и Восток, Политическая мысль

Previous post Next post
Up