Время не располагает к гуманизму. Долго думал, стоит ли об этом писать? Мне не по профилю: не экспертное суждение и совсем уж не аналитическое размышление. И хоть были в моем роду по линии прабабки все попы, дьяки да подъячие настолько, насколько можно просветить вглубь столетий архив Ярославской губернии, инженер человеческих душ из меня явно не лучший. Однако и промолчать сложно.
Так случилось, что буквально на днях были выложены в сеть два очень сильных, очень глубоких высказывания невероятно талантливых людей, одного из которых я хорошо и давно знаю - Сергея Медведева, а вторую только часто и с большим вниманием читаю - Ирины Морозовской, психолога из Одессы. Оба эти высказывания об одном и том же - о ненависти. О ненависти к людям, которые затеяли, осуществляют и поддерживают эту войну. То есть к значительной части, если не к большинству русского народа. Один написал о ненависти, заменившей в душе ностальгию, другая - о крыльях ненависти, выросших, как у летучей мыши, на фоне непрерывных ночных бомбежек Одессы.
Считаю ли я, что украинцы, чью мирную жизнь вероломно прервала и превратила в ад Россия, имеют право на ненависть, причем чаще всего направленную не на отдельные личности, а на русских в целом, когда никто не намерен отделять зерна от плевел (не разделять русских на плохих и хороших)? Сегодня, наверное, - да. Готов ли я лично впустить эту ненависть внутрь себя и заменить ею все другие чувства? Наверное, пока - нет. Понять и принять - это разные вещи.
Считаю ли я справедливым возмездием украинские бомбы и ракеты, падающие сегодня в немалом количестве уже и на русские города? Да, потому что это война, которую начала не Украина. Увы, но это только ответ злом на зло. Что бы ни было потом, за «базар» отвечает тот, кто начал. А все разговоры, которые так любят вести в Москве, о том, что бить первыми пришлось потому, что украинцы «довели», не оставили выбора, «продались» за «тридцать долларов» и вообще фашисты, пригодятся разве что для украшения речи защитников на будущем суде над военными преступниками.
Готов ли я при этом с удовольствием наблюдать за падающими на Кутузовский проспект ракетами и и удовлетворенно смотреть на безумство толп, в панике выбегающих из своих мишленовских нор, чтобы спрятаться в наглухо заколоченных бомбоубежищах? Нет, потому что они все равно для меня люди, пусть многие из них (но далеко не все) и ведут себя как нелюди. Я не приму это, даже если мне докажут, что это единственный путь к их прозрению: ощутить чужую боль как свою в прямом смысле этого слова. Да я и не верю, что этот путь приведет к прозрению. Скорее - к еще большему ослеплению яростью.
Испытываю ли я ностальгию? В моем случае это сложнее. Все пять ракет, упавших на Лукьяновку в Киеве, взорвались рядом с моей школой, а та, которая угодила в детскую больницу (тоже мою), пролетела практически над крышей моего дома. А в изголовье того Кутузовского проспекта, зарево заката над которым напомнило Сергею о возможном грядущем Апокалипсисе, родилась моя жена и пошел в школу мой сын. Как выбрать?
У меня нет ностальгии ни к чему, потому что это чувство - непозволительная роскошь для той профессии и миссии, которые я выбрал в этой жизни. Я изжил в себе ностальгию, как Мымра в «Служебном романе» извела подруг. Но ее место в моей душе заняла не ненависть, а боль и жалость к впавшему в безумство народу, частью которого я являюсь. Я знал этот народ другим, видел его и при других обстоятельствах, и я не готов это развидеть навсегда.
Если собака заболевает бешенством, ее приходится усыплять. Это делается во имя спасения других жизней. Но собаку все равно жалко. Если, конечно, ты сам остался человеком…