Поиск по слову "домохозяйство" подарил занятную цитату из Розанова (текст про обоснование создания Женского с/х института).
"...Но извечно было так, что куда двигается медлительная наседка человечества, женщина, двинется за нею и человечество in pleno. Даже христианство было усвоено впервые женщинами: св. Ольгою, Клотильдой, св. Бертой в Европе, хотя оно неслось исключительно мужчинами (все апостолы). Вот почему если суждено европейской цивилизации (как это желают многие, как многие на это надеются) перестроиться с городских leit-мотивов на деревенские, с каменистых на растительные, то здесь может женщина сыграть великую спасательную роль. Кстати, она искупит много своей вины.
Женщина танцорка, нарядница, любительница блеска и балов внесла много погубления в европейскую цивилизацию, перетащив за собою из скучного имения в город мужа, отца. Бегство из деревни, составлявшее черную полосу нашей жизни за последние полвека, может быть, очень сократилось бы, если б не исчезло вовсе, будь женщина вовремя обучена сельскому хозяйству. Ибо только наука делает и самую природу интересною. Открываются зрячие, осмысленные на нее глаза. А с знанием пробуждается и любовь. Старые клавикорды, уменье вязать бисером кошельки или монотонное заказывание обеда на завтра создало неудержимое течение женщин к городу: к суете и сплетням, если уж не к труду. Для труда надобны - знания. Если ей будут даны знания природы, и именно знания практические - она искупит свою ошибку историческую, скажем жестче - порочность историческую, образован обратный отток из города в деревню.
Чтобы покончить с враждебным почти предрасположением женщины к сельскому хозяйству, укажем на следующее, что нам попалось в прочитанных "материалах". Экспорт из России за границу яиц достигает теперь почти 40 миллионов рублей. Между тем не видно и не слыхано, чтобы мужчина занимался птицеводством. Таким образом, эта громадная часть нашей внешней торговли и международного хозяйственного положения держится на незаметных хлопотах женщины около кур. Немножко бы сюда знания как по части корма, выбора куриных пород, сохранения яиц - и экспорт этот мог бы увеличиваться, самый предмет его - улучшиться и возрасти в цене, денежные силы деревни - подняться. Также молочное хозяйство, исключив только заводское маслоделание, лежит на крестьянке и помещице. Наконец, в самом землепашестве женщина не безучастна: все жнитво и значительная часть огородничества лежат на ней. Таким образом, семьянинка, нянька около детей, она уже и теперь много работает около земли, около хозяйства, работает, движимая еще более инстинктом и призванием, нежели нуждою. Нельзя сказать, чтобы муж посылал бабу на огород. Нет, она сама идет на огород, полет траву, поливает капусту, копает картофель. Везде, где силы хватает, - она хлопочет около хозяйства. Разве редкость, что целое хозяйство в деревне мужик оставляет бабе, сам отправляясь в город на промыслы, в извоз. И баба справляется. Это - не нужда, а талант, призвание. ..."
Попалось
тут.