В 2017 году потребление электроэнергии в России составило 1039,7млрд кВт•ч. Для сравнения: в 1917 году, накануне Октябрьской революции, этот показатель равнялся 4,7млрд кВт•ч. Т.е вся необъятная Российская империя потребляла 0,45% от показателей современной России. При этом всего четырьмя годами ранее, в 1913, Россия потребляла 1,94млрд кВт•ч, что уже тогда ставило нас на 5 место в мире после США, Германии, Англии и Италии.
В целом развитие электроэнергетики в России шло наравне с ведущими европейскими державами, что приятно удивляло, учитывая запоздалое развитие капиталистической системы в нашей стране. Между тем значительная часть электросетей в России вплоть до войны принадлежала небезызвестной фамилии Сименс. Карл Сименс, руководитель и один из основателей той самой компании Siemens, вбухал уйму денег в развитие российских электросетей. Да, друзья, были времена, когда иностранцы инвестировали в нашу страну больше, чем вывозили. В 1895 предприимчивый немец даже умудрился получить от Николая II дворянский титул, став Карлом Федоровичем. Русско-немецкую капиталистическую идиллию разрушила Первая Мировая война: противостояние с Германией стало удобным поводом для добрых русских людей, чтобы отжать немецкие капиталы.
Большевики прекрасно понимали важность развития электроэнергетики, а потому запустили беспрецедентную пропагандистскую кампанию, призванную выставить новую власть своеобразными Прометеями, несущими свет «дремучей и отсталой» России. Большевики верили - технологии могут помочь изменить саму суть человека, его природу. Даже распространение атеизма напрямую связывалось с развитием электроэнергетики. Как мы знаем, реальность оказалась куда более прозаичной и грустной.
Итогом реализации грандиозного плана ГОЭЛРО, который советские власти с помпой «выполнили» в 1928 году, стал выход на показатели электропотребления 5млрд кВт•ч. Получалась неловкая ситуация: вся страна 10 лет работала для того, чтобы восстановить дореволюционные показатели. Впрочем, это свидетельствует не о криворукости большевиков, а о чудовищной катастрофе Гражданской войны, отбросившей Россию на десятилетия назад.