Кто славен и знатен в стране социализма?

Jan 24, 2019 21:05

Самый популярный жанр в любом СМИ - это разоблачение. Зритель любит разоблачения всей душой, ибо падение другого чуть-чуть возвышает его самого. Поэтому оставим высокие материи на пыльной кафедре и слегка потопчемся на одном популярном мотиваторе 30-х годов прошлого века.




Итак, нам представлены несколько социальных типажей, которые до 1917 года "незаконно" пользовались народной славой. Это бюрократ, капиталист, жандарм, помещик, купец и священник. Сразу хочется задать автору один наивный вопрос - а кто, собственно, из этих персонажей в условном 1913 году был популярен? Да, вообще никто!  А кто был знатен? С некоторыми натяжками лишь трое из шести!

Самое смешное, что на самом деле в 1913 году были популярны все те же люди, что и в 1938 году! Летчики, военные, ученые, артисты, спортсмены и так далее. Никто жандармов и попов в 1913 году не любил. Более того, эти господа даже с друг другом не могли договориться, иначе империя не рухнула бы так стремительно.

По поводу знатности. Мы видим портреты стахановцев и летчика. Всех их выбрали депутатами Верховного Совета с посылом типа "они теперь власть". Однако все мы знаем, что Верховный Совет - это не власть, не площадка для согласования властных позиций или, как сегодня модно говорить - не место для дискуссий. В Верховном Совете народу банально озвучивались уже готовые решения элитных групп из ЦК партии. Максимум, что реально мог депутат ВС СССР - это подать челобитную (наказы избирателей).

Поэтому были ли популярны и славны стахановцы? Однозначно, да. Были ли они знатны, то есть являлись ли они субъектами принятия властных решений? Очевидно, нет.

Мораль сей басни такова. На место силком "заваленной" иерархии тут же  с неизбежностью приходит другая, как правило, очень похожая на старую. Чтобы появилось что-то реально новое, необходимо чтобы старое развалилось само собой, как и предполагал Маркс.  Постмодерн, собственно, и предлагает похожую стратегию, когда ты не протестуешь на баррикадах, не берешь "вокзал, телеграф и почту", а создаешь альтернативную  реальность, неподконтрольную традиционной системе управления.

Когда меня спрашивают - где кончается Модерн и начинается Постмодерн, то я отвечаю просто: "Там, где мотиваторы заменяются на демотиваторы". Поэтому когда мы видим, то что видим, то нет никаких сомнений - в 1938 году в СССР был еще "развитой" Модерн, а в 2018  уже явно все пошло по бороде.

Но это уже совсем другая история.

Источник Дзен

СССР, Сталин, постмодерн ликбез

Previous post Next post
Up