Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое "эффективный менеджмент"? Не торопитесь отвечать. За очевидным ответом еле просматриваются затушеванные детали, в которых, как известно, кроется дьявол. Поэтому сегодня мы будем говорить о деталях.
Когда "Яйцо Мира" раскрывается снизу и на Землю начинают просачиваться гоги и магоги, приходит Царство Количества или царство эффективного менеджмента. Думаете, эти менеджеры реально что-то улучшают? Однозначно, да. Только одна маленькая деталь - что они улучшают на самом деле? Ведь они не продукт или услугу развивают, они не добавляют что-нибудь полезное, а скорее, наоборот - убавляют.
Реальная задача эффективного менеджера одна - снизить затраты. В лучшем случае они это делают это за счет снижения поборов со стороны государства и бандитов, иногда за счет чисто управленческих решений (читай, более жесткого контроля). Однако подавляющее число подобных "эффективных" решений - это банальное урезание затрат на производство, на персонал, на развитие и качество продукта.
Как это происходит? А очень просто. Приходит такой топ-менеджер в компанию или бюджетное учреждение, требует список "затратной части" и тупо урезает все расходы, например, на 30 процентов. Понятно, кроме тех, которые даже теоретически нельзя сократить. Управленец даже не пытается вникать в детали и существо затрат - на это нет ни времени, ни образования - у него другая задача.
Теперь мяч на стороне менеджеров среднего звена, это они теперь должны ходить и обосновывать, объяснять и доказывать. Унижаться и кланяться. Конечно, определенный эффект от подобных процедур есть - снижается процент откатов, левых затрат и производственные процессы становятся более прозрачными, но есть одна деталь. Вместе с водой выливают ребенка.
Когда перед руководителем ставят задачу снизить затраты (повысить доходность), что проще сделать - улучшить качество продукта или вместо мяса положить в колбасу туалетную бумагу? Ответ, как нам кажется, очевиден. Вот только не надо приводить в пример товарища Сталина и военные годы. Сейчас войны нет и товарища Сталина тоже нет - подобная мотивация не работает.
Царство количества требует от своих поданных только количество, простите за каламбур, но никак не качество. Вот был у нас в Волгограде большой ТРЦ Комсомол и что-то там пошло не так - айфоны перестали продаваться. Теперь пришли новые собственники (типа эффективные) и будут наверняка оптимизировать. Первый и показательный этап оптимизации уже прошел - Комсомол переименовали в Мармелад. Теперь уж дела, без сомнения, пойдут в гору.
Почему то вспомнился Крылов со своей басней - "А вы друзья как ни садитесь - все в бизнесмены не годитесь"!