Все, кому не лень, обсуждают сегодня "потребительскую корзину" в СССР. Сравнивают, цифры проверяют, спорят до хрипоты и бана, а зачем? К чему крохоборствовать, когда есть более современная и интересная вещь, как "потребительская тележка"? Вот о ней мы сегодня и поговорим.
Итак, решил я сегодня посмотреть "Утреннюю Почту" образца 1984 года (видео в конце поста). И первым же номером там идет клип Валерия Леонтьева, где он гуляет по магазину "Океан", набирая в тележку рыбные полуфабрикаты. Я когда эту тележку увидел, подскочил настолько неожиданно, что сшиб с дивана кота и ребенка. Мне все стало ясно.
Посмотрите на эту тележку, на ее размер - она же крохотная! У нас в супермаркетах такие миниатюрные тележки выдают детям, которые катят ее перед собой, представляя, что они типа взрослые. А Леонтьев, напомню, идет по супермаркету - самому крупному рыбному магазину в СССР.
Знаете, любые цифры статистики обманчивы, а вот размер тележки говорит сам за себя. Опять же, меня в данный момент не интересует фактический уровень потребления, важно другое. Вы когда сегодня приходите в магазин, вам подсовывают тележку такого размера, что туда свободно помещаются трое пятилетних ребятишек (проверял лично). Для чего? Очевидно для того, чтобы вы купили побольше. Замах именно на это.
И наоборот. Если вам выдают маленькую тележку, значит хотят, чтобы вы взяли поменьше. Банальность, скажете вы. А вот и нет. Получается, что в СССР тоже был мерчендайзинг! Только со знаком минус.
Вы понимаете, что тележки с неба не падают - их сначала проектируют в специальных учреждениях. Для нонешних супермаркетов задача стоит сделать тележки максимального объема, но без ущерба мобильности. А вот какая задача ставилась советским дизайнерам тележек? Как они рассчитывали размер? Я бы дорого отдал за то, чтобы взглянуть на ту планерку, где обсуждался этот вопрос. Ведь предполагается, что они должны были знать средний вес товаров, который берет среднестатистический советский покупатель в универмаге. Или не должны? Вот вопрос на миллион.
Да, на все вопросы ответить невозможно, но одну тайну я вам открою. Знаете, как ушлые люди борятся с современным мерчендайзингом? Они принципиально не берут тележек! Идея проста до гениальности - все, что тебе действительно нужно, ты способен донести в руках! Я раза три пробовал на себе этот метод - средний чек сократился на 30%. It works!
Ну и собственно клип Леонтьева с тележкой. Он с самого начала. Смотрим внимательно!
Click to view