Я не люблю Варламова, но в одном он точно прав - вокруг нас разворачивается самый настоящий визуальный геноцид. Однотипные панельные бараки со всеми удобствами загоняют нас в бесконечную депрессию. Как они это делают? "В них нет души", ответят вам отдельные экзальтированные личности. А что значит - "нет души"?
Ответ простой и сложный одновременно. Многоквартирный муравейник не несет в себе никакой дополнительной символической нагрузки. А может быть и вообще никакой нагрузки. Это отчужденное пространство, которое ничего не означает, ни к чему не отсылает и носит, исключительно, функциональный характер.
Когда у человека отбирают имя и дают взамен порядковый номер, это считается "фашизмом". А когда у дома нет имени, причем изначально - это никого не настораживает.
Не задумывались, почему у своего подьезда бросить бумажку или поставить машину на тротуар проще простого, а вот тоже самое сделать у памятника или "памятного" места уже как то не получается? А все дело, повторюсь, в символической нагрузке, вернее, в ее отсутствии.
Как только какое-нибудь место теряет свою особую ауру ( или там и не было ее изначально), это место моментально начинает превращаться в свалку. Мистическим образом начинает самозарождаться грязь, машины на газонах, дырки в асфальте и другие признаки энтропии.
В итоге, мы все живем в режиме свалки, как мусор в мусорном контейнере. И вроде рядом с друг другом лежим, но по факту совершенно чужие друг другу. Лежим и гнием заживо.
А потом еще удивляемся - чего все уткнулись в гаджеты, да компьютерные мониторы? Да потому что там можно хоть какой то смысл найти или на худой конец симулировать смысл. Боком-подскоком, виртуально, но разворачивать вокруг себя символическую реальность.
В итоге, "бессмысленные" спальные районы тащат нас в могилу за собой. Мы, конечно, интуитивно сопротивляемся - уезжаем в лес на шашлыки, к бабушке в деревню, в отпуск на море, но если ты бедный, ты все равно вернешся в свою неродную панельку. Сядешь на диван с котом, включишь телевизор с "Пусть Говорят" и пустота поглотит тебя.