Когда речь заходит о сложных взаимоотношениях Церкви и Театра, как правило, на первый план выходит содержание, которое оскорбляет, противоречит и всячески принижает чувства верующих. Вторым камнем в огород театра обычно прилетает "грех лицедейства". Однако, эти очевидные вещи вы и без меня знаете, поэтому сегодня поговорим о неочевидном
Могу предположить, что грех лицедейства видимо уже задним числом был придуман, когда претензия за содержание перестала "работать" . Ведь на самом деле большинство постановок того же 19 века, да и 20 века тоже, по своему содержанию, никаких прямых угроз христианству не несло.
Как раз, наоборот, театр формально как бы помогал Церкви! Театр воспевал доброту, обличал зло, проповедуя на сцене те самые христианские ценности! Сейчас сложно представить, но еще совсем недавно в театрах "голых жоп" не показывали - все было прилично и во имя добра, так сказать... Однако Церковь осуждала не отдельные эксцессы, а весь институт театра целиком. Почему?
Есть одна хорошая поговорка - "Если люди начинают собираться в одном месте, они перестают появляться в другом". Это чисто техническая проблема. Если раньше люди приходили в Церкви - для праздника, для социализации, за советом или для решения каких то проблем, то теперь они стали ходить для разрешения этих вопросов в совершенно другие места - в театры и университеты. Собственно, все претензии Церкви к науке, по сути, повторяют ее претензии к театру.
То есть, если раньше люди узнавали, как "правильно жить" в стенах Храма, то теперь "правильные" и "выгодные" социальные роли начали раздавать совершенно в других местах. Действительно, человек многие века приходил в церковь и его именно там "ранжировали". Кто благороден, кто нет, кого первого к причастию подпускать, кого попозже. Этот процесс распределения социальных ролей начинался с помазания на царство и формировал всю остальную социальную иерархию сверху до низу.
Теперь же, в том же самом театре, социальные роли так же распределяются - но уже совершенно другими людьми. Теперь, что такое хорошо и что такое плохо определяют продюсеры, режиссеры, писатели, актеры и даже администраторы, которые распределяют "выгодные" и "невыгодные" места!
Совершенно неслучайно актерам именно "поклоняются", как раньше поклонялись, например, святым, ибо и те и другие разворачивают через себя некую идеальную модель поведения.
Неудивительно, что Церковь так ревновала к Театру - ведь он забрал ее любимую роль....