Кажется, я осознал, почему люди (включая меня) гораздо чаще учатся на своих ошибках, чем на ошибках других. Казалось бы, обучение на своих ошибках куда затратнее и про ошибки других людей ты видишь и слышишь и можешь узнавать гораздо чаще чем совершаешь свои, просто потому, что других людей много, а ты один. В сумме известных и понятных тебе чужих ошибок получается больше, даже если только о маленьком их % становится известно и причины только части из них для тебя ясны. Тем не менее, (и это доказано во многих психологических исследованиях), даже понятные в плане причин и способов избежания ошибки других, люди учитывают очень редко и слабо.
Некоторое время меня это очень раздражало, так как сам замечал за собой такое, пытался что-то с этим делать, но все-равно очень многих чужих граблей не удавалось избежать и предотвратить. Теперь вот понял такую простую и с виду в общем-то очевидную штуку (но очень важную и не всегда осознаваемую и учитываемую): когда ты учишься на своей ошибке учится и твое сознание и твоей бессознательное поскольку ты это проживаешь, когда ты учишься на ошибке другого полноценно учится только сознательная твоя часть - ты осознаешь причины ошибки и продумываешь как избежать, бессознательная часть учится очень слабо, ей не хватает сенсорно-эмоционального опыта.
В результате, если ты постоянно не держишь в голове мысль про конкретную ошибку другого или какую-то определенную категорию одноплановых ошибок, то она и меры её предотвращения не всегда вспоминаются, когда складывается ситуация, где её легко допустить. Поскольку держать в голове кучу ошибок других (даже если свести их в категории) очень накладно, проще дообучить свое бессознательное: мысленно (в воображении) прожить ключевые моменты ошибки другого (или определенную категорию одноплановых ошибок) и способы их разрешения. Такой способ конечно не гарантирует такого же качества обучения как на своем опыте, но он позволяет поднять КПД обучения на опыте других.