С ДНЁМ ПОБЕДЫ!

May 09, 2010 12:27

С Днем Победы, друзья!

В честь этой знаменательной даты я (вместе с chubatyj) прикрутил модуль Timelines, трехмерную социограмму с историческими деятелями Великой Отечественной войны, к сайту 9may1945.ru
Какие преимущества трехмерная социограмма дает по сравнению с традиционным (списки статей) способом подачи информации? Традиционный способ пускай и дает возможность ознакомиться с биографиями и прочими деталями, но скрывает самое главное - систему отношений, сложившуюся между людьми, за деталями не видно целого, за "деревьями" не видно "леса". В Таймлайнзах мы делаем акцент именно на цельности представления и восприятия. Исторические деятеля расположены у нас в трёхмерном пространстве с учетом времени их жизни: можно легко увидеть кто и когда жил, в каких взаимоотношениях прибывал, получить подробное описание, кликнув по фотографии или связи.



Пару слов о истории проекта. Все началось с того, что я познакомился с Прохоровым Александром, создателем программы Современники (скриншот ниже), где исторические деятели и события располагались на временной шкале, что позволяло легко ориентироваться кто и когда жил. Тогда, у него была задумка нового проекта, визуализации взаимоотношений и взаимосвязей между людьми (см. скриншот 2). В двухмерном пространстве совместить связи между людьми и расположение людей по годам оказалось просто невозможным - стрелки неизбежно будут пересекаться и накладываться на другие элементы. Я предложил трехмерный вариант, где с наложением стрелок друг на друга почти нет проблем. Поскольку времени на его реализацию у меня тогда не было, идея долгое время лежала под сукном.




Примерно год назад, когда я начал заниматься создание трехмерных интерфейсов на флеше, промелькнула тема создания трехмерных схем для описания различных сложных процессов. В частности трехмерного варианта схемы старения
, которая разрабатывалась фондом "Наука против старения" и Российским трансгуманистическим движением (РТД). Слева пример схемы старения, созданной Джоном Фербером, по ней прекрасно видно, что с ростом числа элементов количество связей так быстро растет, что как бы хитро ты не располагал, стрелки все-равно начинают налазить на элементы и друг на друга. И это касается не только схемы старения, но и схематизации практически любого мало-мальски сложного явления или процесса. Можно конечно использовать трюки вроде "рыбьего глаза" (как, например, в TheBrain), анимаций разворачивания/сворачивания или разбиения схемы на несколько, но подобные ухищрения тоже имеют свой предел применимости и зачастую снижают целостность восприятия схемы, к тому же их можно использовать и для трехмерных схем. Использование трехмерного пространства открывает здесь новые горизонты, с ним проблема наложения стрелок уходит на второй план (если стрелки накладываются друг на друга - то просто поменяй ракурс), но появляются другие
К сожалению, создавать трехмерные интерфейсы гораздо сложнее двухмерных. Дополнительное измерение дает как новые возможности, так и новые сложности, особенно это касается ориентирования и непривычности 3д схем для большинства пользователей. Оценив стоимость и риски разработки вебсервиса трехмерных схем, mbatin и livingtomorrow весной 2009 посчитали, что игра свеч не стоит и отказались от задумки. Я же, сделав небольшой прототип, не захотел его выкидывать, решил начать с простого: попробовать сделать 3д схемы для какой-нибудь ограниченной и более-менее простой предметной области. Сразу вспомнился Прохоров и его идея социограммы.
С весны 2009 года по выходным (в среднем раз в две недели) я пробовал различные варианты и потихоньку набрасывал код. Осенью пришлось временно приостановить разработку, так как после ухода ключевого сотрудника из фирмы, было, мягко говоря, не до этого. В конце зимы / начале весны 2010 chubatyj предложил мне интегрировать мои наработки с сайтом по Дню Победы (скриншот и ссылки на который, вы видели выше), разработка возобновилась.
Перед тем, как прийти к текущему варианту интерфейса, я перепробовал достаточно много всяких-разных интерфейсных решений, хорошенько облазил visualcomplexity и подобные сайты, которые использовал как источники вдохновения. Начинал с полностью свободной камеры, плоскостей и кубов для отображения информации. Однако эксперименты показали, что людям непривычным к 3д не очень удобно дается управление и ориентирование. Поэтому остановился на текущем варианте: камера вдоль оси (хотя в "9 мае" только вертикальная ось, сам движок поддерживает много разных осей), все элементы всегда смотрят в лицо камере. Планировал еще прикрутить пружинный граф в качестве алгоритма расположения, только не успел отладить его к сегодняшнему дню
К слову, текущий вариант еще очень далек от оптимального, я сейчас вижу другие возможности расположения и навигация и буду с ними экспериментировать в ближайшие месяцы. В любом случае, несмотря на свою несовершенность, уже решаются задачи одновременной визуализации времени и расположения, что сделать в 2д очень проблематично.

Сам движок таймлайнзов можно приспособить везде, где есть связи и наличествуют временные или любые другие смысловые оси: от истории и форсайтов - до связей в социальных и бизнес-сетях, цепочках аргументации. В ближайших планах - запустить социограмму по всей русской истории, в связи с чем ищу партнеров (историков, дизайнеров, математиков,меценатов, образовательные организации и всех, кого интересует эта тема). В долгосрочной же перспективе планируется создать универсальный вебсервис трехмерных схем.

проекты, события, 3d, история

Previous post Next post
Up