Все священники - козлы. или плановый Йом кипер в воскресенье

May 07, 2017 19:09


Зачем нужно священство? Откуда оно взялось и в чем его смысл? С одной стороны для православного человека сама постановка вопроса выглядит нелепо. Как это  «зачем священник?» так  всегда было.. еще Христос дал ключи Петру… но у всего есть свои причины и поводы. Итак, если мы  «род избранный, царственное священство. Народ взятый в удел» (1.Пет 2.9) и если каждый из нас может напрямую обратиться к Богу (св. прав. Иоанн Кронштадтский подчеркивал, что «и в чреве китовом Бог слышит») -то зачем нам посредник? Ответить на этот вопрос можно двояко. Первый вариант ответа «мы русские, мы православные. Так надо», а второй вариант - попытаться разобраться в истоках и смыслах, а это невозможно сделать без погружения в самое начало из начал, а именно - в Ветхий Завет. В Ветхом Завете Трапезу Пейсаха (прообраз Тайной Вечери ) возглавлял самый старший член семьи - зокейн (см мишна псахим 7), по-гречески - пресвитер , а по-нашему - старец... Так что некий возглавляющий старец/пресвитер/старейший член семьи нужен был уже тогда. Точно так же как в миньяне (молитвенном собрании иудеев) нужен хазан (человек который возглавляет общественную молитву. Эта логика была сохранена и в христианстве... теперь главный вопрос: насколько она нужна? Итак зададимся вопросом: какова была главная функция священства в ВЗ?:  она состояла в том, чтобы совершать литургию на Йом Кипер (судный день) именно тогда первосвященник (начнем с него) входил в святая святых и произносил молитву (кстати очень и очень напоминающую Отче Наш, если судить по талмуду (брахот 40) , так вот, священник заходил в святая святых и молил Бога помиловать народ и себя самого. Прототип этих действий по сути был поступок Моисея и его хадатайство за Израиль перед богом за грех золотого тельца (исх 32-34). Так, своими святыми молитвами первосвященник должен был отвратить от Израиля гнев господень. При том если он был человеком "более грешным, чем хотелось бы" то по преданию (талмуд бавель рош а шона 18б) священник умирал сразу же после произнесения имени Яхве (это конечно было неправда, никто не умирал, но нам сейчас важна сама постановка вопроса, сам ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ) а в сущности, она получается таковой: священник, это "святой посол" от людей к Богу... Тот лучший, который должен либо отмолить по своей святости народ, либо погибнуть по грехам своим и своей паствы, тот на кого "в случае чего" должен прийтись удар гнева божия, или наоборот - чьими руками "выпросить у Бога милости... Читатель уже сейчас может спросить: зачем так много ссылок на Ветхи Завет, ведь мы живет в Новом - все старое отменено. Проблема в том, что если мы не учитываем ветхозаветной мистики священства (откуда по сути пошла и разрешительная молитва до 1646г. И т д) мы впадаем в гуспопсовый магизм: "я имею право совершать литургию, потому что на меня правильный дядька положил руки и дух святой был обязан На меня снизойти и дать мне универсальные ключи к совершению литургии. ", при всей благочестивости - такой подход абсолютно магичен: могущество человеку дает не молитва не Бог, а формальный признак/предмет: волшебная палочка, или заклинание, пусть даже в роли этого предмета выступает Дух святой, которого всегда обязывают снисходить на того, кого укажет епископ, и быть на человеке до тех пор пока епископ не прогонит Духа запретом.... Но мы ведь не хотим такого подхода, верно? Да. Не хотим. Священник не «особенный», он хоть и «посол», но тем не менее равен свое пастве. Концепция этого равенства (а вернее его приравненности) в сущности явлена в молитве иерея на херувимской: я мол совсем не самый лучший из всех, да и вообще не я это делаю все: "ты еси приносяй и приносимый" . У меня нет никаких особых прав. Так вот подытоживая: по сути, священник есть жертва Богу от людей, как Авель выбрал первенцев из своего скота так и люди с ветхозаветных времен выбирали лучшего человека ( ПРЕДПОЛАГАЛОСЬ, что лучшего) и отсылали его к Богу. Не случайно в молитве приношения Василия Великого есть просьба принять нашу жертву как жертву Авеля и Авраама - те отлали самое лучшее, что у них было. Так и мы поступаем со свяшенником. О том, что священник иимеет ответственность за моральный облик своей паствы и должен быть как бы ее представителем  "ответсвенным за грехи", которые мистически на него возлагаются- пишут и Златоуст (его слово 9 о добродетельно жизни) об этом же говорит  и домогилевская молитва разрешения на исповеди - «грехи твои на вые моей чадо». ИТАК ВЫВОД: СВЯЩЕННИК ДОЛЖЕН БЫТЬ как ПРИНОШЕНИЕ БОГУ.... Жертва Богу не в том смысле что мы его зарежем или употребим вместо евхаристии, а в том плане что мы выбрали лучшего представителя чтобы он говорил от нашего имени: опять же почему именно Моисей пошел получаить скрижали завета"? Почему именно молитвы Иова соблагоизволил принять господь? Почему в конце концов мы просим за себя помолиться святых? Тут та же логика - тот кто лучше нас, даем нам надежду быть услышанным. рассматривать священство в отрыве от ритуала Козла отпущения никак нельзя. подытоживая все вышесказанное так как главная литургия иудаизма не отделдима от ритуала йом кипера (Левит  гл. 16 (берут двух абсолютно одинаковых козлов: одного изгоняют, а другого заколяют)): священник и есть некое подобие этого козла, в то время как одного козла оставляют в пустыне (ле азалель), другого заколяют (ле ашем) (на это параллели по сути построено едва ли не большинство библейских сюжетов: Авеля заколяют, Каина - изгоняют. Исмаила изгоняют (Быт 16) Исаака «как бы заколяют», Христа - заколяют, Варавву (чье «имя» на самом деле отчество, а звали его ИИСУС (см. греческий текст Евангелия МФ 26.) - коэн гадоль (первосвященник) являет себя образом этих козлов - его как бы "изгоняют" (на свой страх и риск" в святая святых, где он взвалив на себя "отвественность за грехи" пытается вымолить у Бога милость. Мистический характер этой отвественности и «представительства» возглашается в молитве на херувимской: сподоби принесенным Тебе быти, мною грешным и недостойным рабом Твоим, даром сим - мною принесенным, то есть эти дары приносит с одной стороны народ ВЕСЬ НАРОД с другой стороны тот самый коэн... - один от имени ВСЕХ и на нем лежит эта отвественность - "отмый, Господи, грехи понимавшихся зде " Священник, иначе и точнее говоря - козел отпущения в самом сакральном смысле этого слова.
PS. Интересны очень схожие мысли о священстве у митрополита Антония Сурожского: На этом пути есть несколько вещей, которые священник должен делать. Первое - молиться; предстоять перед Богом за паству, за народ. Но предстоять за народ не значит чувствовать себя отдельным, привилегированным человеком, который имеет доступ в алтарь и возносит молитвы. Предстоять перед Богом за народ значит чувствовать себя настолько единым с этим народом, что каждый крик этого народа, каждый стон, каждая мольба, каждый возглас покаяния, каждая радость проходит через него, как вода течет по желобу. А это порой бывает очень страшно. Помню, когда я был молодым священником, у меня в приходе был человек, от которого я приходил в ужас и отвращение, и внутреннее содрогание. И однако мне было ясно, что если я не могу сказать, что даю через себя, в себе место молитве этого человека, если я не могу сказать перед Богом: «Он и я - одно», то я не имею права служить литургию за него. Помню, я 8
приходил в церковь за два, за три часа перед службой, стоял перед царскими вратами, и бился и бился до момента, когда мог, наконец, сказать: «Да, Господи, пусть через меня пройдет молитва этого человека; я его признаю как плоть от плоти моей и кровь от крови моей, хотя переживаю его, как проказу». И так в течение больше десяти лет пришлось бороться. И так борются бесчисленные люди. Конечно, не все так плохи, у других людей больше горения, больше духа, больше силы, пусть так; но рано или поздно каждому, может, придется поставить вопрос: могу ли я сказать об этом человеке: «Он плоть от плоти моей, он кровь от крови моей, и мы перед Тобой, Господи, как одно; или вместе нас спаси, или вместе отвергни!».

Previous post Next post
Up