Теремку 3 года. Спасибо, что живой

Apr 27, 2016 12:21

3 года назад, в такой же погожий апрельский денёк, собрались мы, значит, в ДМО на пресс-конференцию, чтобы рассказать об открытии чуда дивного и неизвестного - Центра постинтернатного сопровождения. Собрались я, Настя Бабичева, Стас Дубинин и представитель МинОбра - Ирина Мустафина.




Смешно то, что совершенно никто из присутствовавших на этой прессухе даже представить себе не мог, что это вообще такое, как это будет работать и сколько оно протянет.

3 года назад "Оно" выглядело так:


Здесь нет ещё ни мебели, ни компьютеров, ни вывески - ничего. Но мы уже пьём чай )

Глядя на ребят, которые выходили из детских домов совершенно не готовыми к самостоятельной жизни и тут же падали в пропасть такого чужого для них мира, мы однозначно понимали, что что-то с этим нужно делать. Но вот что... И действовали интуитивно. не имея особых планов, концепций, стратегий и методик. Вот так вот по раздолбайски взяли и создали то, не знаю чего. И, казалось бы, прожить такое чудо-юдо долго не должно было.

Что мы имеем спустя 3 года?
Нет уже этого ДМО - вместо него теперь СДМ
Нет уже детдомов в МинОбре -  переданы в МинСоц,
Нет уже и самих детдомов - переименованны в "Центры помощи детям"...
А ЦПС - есть. И выглядит совсем по другому, и дети не те, и волонтеры сменились. Но ЦПС - жив. И выглядит сейчас примерно так:



Удивительно, правда. Мы когда взялись за это дело - волосы шевелились во всех местах без исключения. Потому что с таким валом проблем - как частных, так и системных - столкнулись, что хоть ложись и помирай. Потому что без методики, конечно же, сложно, страшно и непонятно. Потому что опыта в этой сфере было мало и взять его было неоткуда. Но поди ж ты - выжили, пережили и будем жить дальше, вот что я вам скажу.

Хотя и наш ЦПС за эти 3 года, конечно же, менялся. Менялся и в силу внешних факторов - в 13 году был грант, а потом - только сами, на средства жертвователей и собственные. Менялся и в силу внутренних - где-то видели неэффективность действий, где-то потенциал для роста, где-то налаживали взаимовыгодное сотрудничество, а где-то и просто садились на шею. И даже название дети ему придумали - "Теремок".
Какие-то изменения шли во благо, какие-то - не очень. Но каждое изменение - очередное доказательство жизни. Чему лично я очень рад.

Например, у нас появилась плита с холодильником - и мы стали учиться готовить.



Или, например, подарили нам компьютеры, и мы стали осваивать соцсети, графические редакторы, игры, шахматы, делать рефераты, курсовые, дипломные...




Станислав Дубинин, лучший руководитель среди всех известных мне руководителей Центров постинтернатного сопровождения в Самаре, время от времени испытывает ностальгию по ушедшим ребятам. Но, как бы ни было жаль выпускать их в свободное плавание - это наша главная, пожалуй, цель. Научить их жить самостоятельно, регулярно общаясь, но держа дистанцию, отслеживая, но не вмешиваясь без необходимости - это важная часть работы и финальная часть сопровождения, к которой мы должны стремиться всегда.
Но, вместе с тем, что кто-то становиться самостоятельным и вылетает из гнездышка, гнёздышко это никогда не пустует - в освободившееся место всегда прилетают новые птенчики, которым так страшно в этом густом городском лесу. И это очередной раз подтверждает правильность и необходимость существования Центра.

Вот, например, отдельная категория наших подопечных - молодые мамочки, совсем недавно выпустившиеся из детского дома. Сами еще дёвчонки неразумные, но уже с детьми. И, конечно же, им нужна помощь. Мам-бабушек нет, посидеть с ребенком - некому, подсказать чем лечить - никто не может. Поэтому они приходят к нам и с проблемами и с радостями и просто так - потому что дома надоело, а пойти больше некуда. А тут ещё и кормят :-)
А для наших пацанов это еще и возможность почувствовать себя в роли воспитателя, помощника, папы... Взять на себя ответственность покормить ребенка, поменять ему памперс, уложить его спать. Это же такая сумасшедшая синергия получается, мама дорогая...




Хотя кое-что не менялось никогда - государство нас как не замечало, так и продолжает делать вид, что нас нет.

Но 3-летний рубеж стал ещё и очередным этапом роста и развития. Волонтеры у нас все - личности творческие. Стоять на месте с таким отрядом "УХ" - невозможно. И вопросы о том, как дальше работать, где искать точки роста, куда ещё направить свои усилия - они стали появляться всё чаще. А такие вопросы - прекрасная стартовая площадка для прыжка, перехода на следующий уровень. Для которого, однако, нам потребовался пинок.

Пинуть нас я попросил социального педагога, давно занимающегося проблематикой постинтернатного сопровождения и знающего практически всё о подобных практиках в России - Алексея Газаряна.



Когда он первый раз к нам приехал, у нас было тесновато. Так бывает, когда в комнате 22 кв.м собирается 20 человек.




И мы, конечно же, подумали: "Господи, как стыдно перед Доном Педро Алексеем Артуровичем"
А он возьми, да и скажи: "Нифига себе, как круто!"
И уехал в Москву. Но не потому, что тут делать нечего, а потому, что попросил время обдумать всё увиденное и приехать ещё раз. Но уже с чем-то.

Чем-то оказалась презентация его видения того, что мы, собственно, создали.
Это, я вам скажу, талант. Потому что мы, живя внутри этого, не имели ни малейшего шанса взглянуть на созданное нами творение со стороны. А большое, как известно, видится на расстоянии. Расстояния между Самарой и Москвой вполне хватило для того, чтобы разглядеть, что же мы сотворили.
Именно этому и была посвящена недавняя встреча-семинар с нашими дорогими волонтерами. Алексей рассказывал, как он видит наш центр, а волонтёры удивлялись тому, как точно и метко он подмечает всё то, что наш замыленный глаз пропускает мимо ушей.




Без малого 5 часов мы постигали и познавали то, что сами когда-то создали. И удивлялись тому, какую крутую штуку мы наворотили.
Скоро мы подробно об этом расскажем - с презентациями, докладами и пресс-конференциями.
2 года назад я писал, что "ЦПС должен жить" и подробно объяснял почему.
А сейчас я хочу поздравить нас всех с тем, что ЦПС - живой.  И сказать СПАСИБО Алексею за то, что он дал нам возможность это увидеть.

Подумаешь, с женой не очень ладно.
Подумаешь, неважно с головой.
Подумаешь, ограбили в парадном.
Скажи еще спасибо, что живой.

Ну что ж такого, мучает саркома?
Ну что ж такого, начался запой.
Ну что ж такого, выгнали из дома?
Скажи еще спасибо, что живой.
(с) В.С. Высоцкий

Репортаж про ЦПС в журнале "Другой город"

Помочь Центру постинтернатного сопровождения

волонтеры, домик детства, цпс

Previous post Next post
Up