Арктическая истерия - 4

Jul 10, 2012 16:23

Продолжение.
Начало см.:
1 - http://anton-platov.livejournal.com/55671.html
2 - http://anton-platov.livejournal.com/56056.html
3 - http://anton-platov.livejournal.com/56383.html

4. Небольшое отступление.
Защита от арктической истерии

Здесь мне хотелось бы сделать шаг в сторону и, ненадолго оставив в стороне исследование природы АИ, взглянуть на связанные с ней этнографические материалы с несколько иной точки зрения.

В целом, все коренные северные народы относятся к феномену АИ с изрядной долей здорового северного фатализма. С одной стороны, это, несомненно, обусловлено причинами сакрального характера: действительно, ну что рядовой обыватель может сделать с духами или, тем более, с небесным огнем и Полярной звездой? С другой стороны, и с точки зрения сугубо материалистической якут, юкагир или лапландец мало что могут сделать, дабы помочь своему соплеменнику, подверженному АИ.

Непосредственно во время приступа АИ северяне просто стараются облегчить участь страдающего (расстегивают ему ворот, снимают пояс и т.д.), а главное - по возможности стараются предотвратить травмы и другие потенциальные негативные последствия.

Что же касается борьбы с данным недугом (если АИ можно так называть) в целом, «глобально», то основной метод здесь, разумеется, - обращение к шаману. Но и ту есть целый ряд ограничений. Во-первых, работать с АИ - по тем традиционным представлениям, которые нам известны, - может только шаман достаточно высокого уровня посвящения, обладающий большой силой. Такой есть не на каждом стойбище и не в каждом селе. Во-вторых, и сильный шаман может что-либо сделать только с «личной» АИ, являющейся, например, результатом злонамеренных действий другого шамана; «зов» Полярной останется ему неподвластен (да и не угадаешь ведь, когда и для кого он «прозвучит»)…

Тем не менее определенные средства сопротивления АИ и болезням, с ней схожим, в традиционной культуре существовали. Так, например, Анучин в своей работе пишет: «Жители Севера не знают никаких средств помощи таким больным», но тут же делает сноску, в которой указывает, что единожды ему довелось встретить колдуна-знахаря, который умел помогать при подобных проблемах. Людям, опасающимся спонтанного и нежелательного вхождения в ИСС («посещения духом/чертом») он советовал систематически принимать отвар определенного травяного сбора.

По счастью, Анучину удалось узнать состав этого сбора у колдуна.

Это важный момент, и я остановлюсь на нем немного подробнее.



Итак, состав упомянутого сбора по записям Анучина:

…Оказалось, что он [колдун-знахарь - А.П.] употребляет две части тилитейки (Pyrola uniflora), одну часть чертополоха (Carlina vulgaris L) и одну часть стародубки (Adonis apennina L. Sibirica Patrin).

С этими травами стоит разобраться. Это действительно очень интересный состав, но с ним есть определенные сложности.
Итак…

…две части тилитейки (Pyrola uniflora)

С пониманием того, какое именно растение имеет здесь в виду Анучин, уже возникает определенная путаница, - а путаницы в подобных вопросах, разумеется, хотелось бы избежать.

Если вы откроете современные классификационные таблицы, вы просто не найдете в них вида Pyrola uniflora; однако, в дореволюционных изданиях обнаружите его под русским названием «грушанка одноцветная». Напротив, если озаботитесь выяснить, что за растение скрывается под народным именем «тилитейка» («келекейка»), то узнаете, что и в средней полосе России, и в Сибири так называют Moneses grandiflora Salisb., т.е. «одноцветку крупноцветковую». Добавит неразберихи тот факт, что известна еще и «одноцветка одноцветковая», Moneses uniflora, - при том, что род одноцветок (Moneses) считается монотипным, т.е. содержащим только один вид…

На самом деле, это - одно и то же растение, которое на протяжении последних полутора сотен лет относили то к одному, то к другому роду и присваивали разные латинские наименования. Другое дело, что его внешний вид может несколько разниться на разных территориях. В любом случае, однако, это именно телетейка, как ее чаще всего называют в народе, - вне зависимости от того, Pyrola она Moneses, одноцветковая или крупноцветковая.



Телетейка



Весьма интересная травка (хотя две другие - еще интереснее). Листья ее ядовиты (содержат нейротоксин (!), по составу и действию подобный андромедотоксину), и тем не менее именно листья широко используются в народной медицине - от Скандинавии до Чукотки. Некоторые авторы отмечают, что еще в XIX веке во многих районах России считали, что телетейка помогает от всех болезней…

…одну часть чертополоха (Carlina vulgaris L)

И здесь опять есть определенные затруднения. Современная ботаника называет «чертополохом» растения рода род Cárduus, а отнюдь не рода Carlina, который упомянут Анучиным. Но здесь все не так уж сложно: дело в том, что, говоря вообще, «чертополох» - это обобщающее народное название целого ряда внешне похожих растений, принадлежащих к разным родам - Cárduus, Cirsium, Xanthium, Carlina и др. Так что на самом деле Анучин не ошибается и здесь.
Интересно происхождение и значение самого слова чертополох - очень древнего слова, кстати (реконструируемая исходная общеславянская форма - *čьrtopolchъ). Слово, разумеется, содержит две основы; значение первой очевидно, вторая - полох - «страх», «испуг» (ср. всполошить). Значение слова чертополох/чертополчъ, соответственно, - «пугающий черта»…

Близко с назначению «лекарства», не правда ли?

Анучин, однако, упоминает не «чертополох вообще», но конкретный вид - Carlina vulgaris L. Это - колючник обыкновенный. Другие его народные названия - дедовник, приточная трава, чертогон. Единственный вид среди чертополохов, одно из собственных названий которого имеет тот же смысл, что и название групповое…



Колючник





Тоже очень интересное растение, широко использовавшееся как в лечебных, так и в магических целях.

Как лекарство использовались настои и экстракты все надземных частей растения: наружно - при ревматизме, внутренне - как мочегонное и потогонное, а главное - при нервных и психических проблемах, и вот тут лечебное и магическое применение колючника смыкаются.

В официальной медицине препараты колючника используются при общей заторможенности коры больших полушарий мозга, а также при дисфункции высшей нервной деятельности в связи с беременностью. Вообще, часто полагают, что экстракт колючника обладает седативным действием; на самом же деле, вопрос гораздо сложнее. Дело в том, что действие препаратов колючника зависит от их дозировки. Эффект малых доз связан с усилением тормозного процесса и его интенсивностью в больших полушариях, в то время как большие дозы приводят к «гиперусилению» этого процесса и вызывают срыв центральной нервной системы.

В народном колдовстве колючник-чертогон использовался соответственно своему названию, а также для снятия негативных психопатологических состояний - в том числе у детей («перепуг», например). Причем, использовался не только в виде настоя или отвара (внутрь), но и для окуривания помещения или больного.

Одним словом, совсем неслучайно это растение попало в данный сбор…

…и одну часть стародубки (Adonis apennina L. Sibirica Patrin)

Другие названия - адонис сибирский или горицвет.

Снова ядовитое растение, являющееся при этом ценным лекарственным средством, широко применяемым в Сибири, Тибете и на Алтае. Подобно колючнику, обладает мощным седативным действием; так же, как и адонис весенний в центральной России, применяется в народе для лечения хронической сердечной недостаточности, неврозов, мигрени, бессонницы, для снижения частоты припадков у эпилептиков.



Стародубка (адонис сибирский)



адонис весенний

Поскольку стародубка (как и его европейский аналог адонис весенний) ядовита даже в большей степени, чем телетейка, при лечебном использовании необходимо соблюдать аккуратность в дозировании. При лечении одной только стародубкой, как правило, используются настои 1:30, которые принимают по 1 столовой ложке 3-5 раз в сутки (детям - не более, чем по 1 чайной ложке 3 раза в день).

Север

Previous post Next post
Up