С таким подходом деревянные памятники просто обречены. Мое знакомство с методами работы в Вологодской области началось в 1991-м году когда я увидел церковь Георгия Победоносца (1700) Поцкого Погоста.
Оставленные реставраторами леса и дыры в кровле привели к аварийному состоянию церкви, которая в последствии рухнула. Нужно было прождать несколько лет для того, чтобы окончательно сгноить рухнувшие бревна, а потом построить в Семенково такую же церковь из новых.
Подходить близко к "отреставрированной" церкви не советую никому, поскольку смореть не на что, а построенное - это не памятник, а муляж демонстрирующий представление о деревянной архитектуре тех, кто строил это "чудо", бесконечно далекое от оригинала.
Потом Церковь в Поповке-Каликинской, Вожегодского района, рухнувшая в 2003 году. После обрушения выделены какие-то деньги на складирование на земле элементов памятника и укрытие рубероидом. Чтобы побыстрее сгнило.
Потом церковь в Палтоге, судьба которой повторяет судьбу Поповки-Каликинской. Теперь мельница, которую обнаружили и дождались ее обрушения, чтобы начать перевозить в музей Семенково. Все вот так делается.
Церковь Ильи Пророка в Белозерске вообще нет слов.... одни буквы. Сгоревшие и снесенные дома в Вологде тоже наглядый пример заботы о наследии.
Уже полтора года длятся наши мытарства с памятником культуры "Жилым Домом" на ул. Благовещенская 20, в центре Вологды. Заказчиком этой реставрации является МАУК "Резной Палисад" и администрация города Вологда в лице Главы Шулепова Е.Б. Летом 2011 года состоялись первые переговоры. Только через год дом был расселен и удалось добиться разрешение на проведение дополнительных исследований, снять обшивку и штукатурку. На этом производство работ приостановилось. В декабре 2012 года нами был разработан альтернативный проект реставрации предполагающий переборку и устройство подвала. Первый проект реставрации разработанный Проектно-строительным Центром г. Вологда не был достаточно проработан. На момент обмеров в доме жили люди и архитекторы просто не могли попасть в некоторые помещения. Наш проект учитывает приспособление здания под музей, разработан проект инженерных коммуникаций и т. д. Сейчас все готово чтобы приступить к производству работ, но департамент тянет время и делает все возможное чтобы не выдавать разрешения на производство. Волокита и непрофессионализм чиновников приводят к тому, что дом стоит и продолжает разрушаться. Сейчас есть все необходимое, но мы никак не можем приступить к работам. Привожу выдержку из акта историко-культурной экспертизы проекта реставрации:
Сохранность бревен можно оценить по фотографиям.
В заключении экспертизы отчетливо сформулированно, что без переборки памятник не сохранить, но департамент по прежнему настаивает на реставрации без переборки, нарушая закон об экспертизе. Ведь экспертиза для того и существует, чтобы исключить чиновничий произвол.
За скандалы вокруг объектов культурного наследия; на Мира, 12 в Вологде, за Белозерск лишился своего поста Заместитель начальника департамента Лукин В.Н. Это первый пример .. посмотрим будет ли и дальше повышаться степень персональной ответственности чиновника за свои действия. В минкульте впервые за последние годы назначен ответственный за сохранение памятников деревянной архитектуры господин Цветнов В.А. Посмотрим что изменится...
Одновременно с домом на Благовещенской,20 стартовал у нас еще один проект. Реставрация терема в Костромской области. За эти же полтора года мы провели полный комплекс научно-проектных работ, разобрали и собрали сруб с заменой гнилых бревен в производственном центре в Кириллове. Сделали фундаменты и перевозим сейчас на свое место. Очень наглядный пример для сравнения сотрудничества с частным заказчиком и государством.
http://kopanga.livejournal.com/117027.html