В начале 70-х годов прошлого века американцами была проведена секретная операция по подъему затонувшей советской подводной лодки К-129…
А все началось 24 февраля 1968 года, когда из пункта базирования на Камчатке на военное патрулирование вышла дизельная подводная лодка К-129 с тремя баллистическими ракетами, а еще с двумя ядерными торпедами на борту. 8 марта К-129 не доложила о прохождении очередной контрольной точки…
На флоте была объявлена тревога. Десятки кораблей вышли в море. В воздух была поднята авиация. Советские подводные лодки выходили на поиски группами и, пренебрегая всеми соображениями скрытности, «молотили» по океанскому дну активными посылками гидролокаторов. Но… как показали дальнейшие события, искали не там, где надо. Точное место гибели корабля и 98 членов экипажа советскому командованию тогда обнаружить не удалось.
По донесениям разведки, через трое суток после потери сигнала с К-129 на военно-морскую базу Йокосука (Япония) прибыла американская подводная лодка «Суордфиш» («Рыба-меч») со смятой передней частью ограждения боевой рубки. В течение ночи, в условиях повышенных мер безопасности, американцами был произведен косметический ремонт судна, после чего подводная лодка покинула японский порт и совершила переход в Пирл-Харбор. Это дало основание предположить, что между советской и американской подводными лодками произошло столкновение, после которого К- 129 затонула, примерно в 750 милях северо-западнее Гавайских островов на более чем пятикилометровой глубине.
Виновна ли «Суордфиш» в гибели советского ракетоносца? Исчерпывающих доказательств этого нет. Сам командир американской субмарины Джон Ригсби утверждал, что повреждения корпуса получены в результате столкновения с плавающей льдиной…
Как бы там ни было, американцы наконец догадались, что Советы потеряли лодку и не знают, где ее искать. Настало время проявить себя разведчикам-аналитикам ВМС США. Материал для исследований «подкинула» служба радиоперехвата, станции которой были размещены вдоль Тихоокеанского побережья США и на Аляске. Выяснилось, что советские ракетоносцы по пути на боевое дежурство действовали достаточно шаблонно: первая контрольная радиограмма передавалась ими вблизи побережья Камчатки, вторая - при пересечения меридиана 180 градусов (линии смены дат) и, наконец, третья - о прибытии в район.
В случае с К-129 первое сообщение было передано, а вот второго так и не дождались. Таким образом, район поисков смело можно было ограничивать коридором по маршруту развертывания советских подводных лодок на позицию и 180-м меридианом. Но подобной «точности» было недостаточно: в «трубу» попадали многие тысячи километров океанского дна. Теперь настал черед систем гидроакустического обнаружения - «СОСУС». Все записи ее датчиков в районе возможного нахождения были тщательно изучены, но никаких признаков взрыва не было обнаружено. Гидрофоны не зафиксировали и обычных звуков, сопровождающих гибель субмарины на предельной глубине.
Лишь в одном месте был зафиксирован слабый сигнал неустановленного происхождения. Выходило, что К-129 перед падением на океанское дно была полностью затоплена водой. Значит, субмарина покоится теперь в полной целости, что только увеличивает ее ценность (в случае нахождения, конечно!).
Для проверки этого предположения решено было затопить с работающими двигателями дизельную подлодку времен Второй мировой войны, обеспечив предварительно свободный доступ воды внутрь прочного корпуса. Все звуки при этом были записаны гидрофонами «СОСУСА», и - о чудо! - сигналы совпали с полученным ранее «подозрительным» шумом в районе поиска. Теперь оставалось только найти могилу К-129.
Для этого использовали «Хэллибат» - специально переоборудованную подлодку-шпион, снабженную автономным разведывательным аппаратом - т.н. «Рыбкой». Оснащенная гидроакустической поисковой аппаратурой и фотокамерами, «Рыбка», управляемая с «Хэллибат», обследовала просторы океанского дна.
Поиск начался в конце июля 1968 года. Прошел почти месяц - и вот удача: перед глазами американских подводников на дне, под более чем 5000-метровой толщей воды, лежала целая советская ракетная субмарина. К-129 найдена!
После получения полной информации о месте гибели советской субмарины, в США возникла идея поднять затонувший корабль. Но как?
В то время американцы очень мало знали о советских ракетах. А тут представлялась возможность изучить баллистическую ракету SS-N-5, причем целую - по снимкам, доставленным «Хэллибат», эксперты определили, что, по крайней мере, две ракетные шахты из трех остались невредимыми.
Ранее американцы уже неоднократно поднимали с океанского дна обломки советских баллистических ракет и даже практические боеголовки. И вдруг - такой подарок судьбы. Уже одно это имело огромную ценность. Кроме того, большой интерес представляли коды, шифры, документы. Хотя все коды и шифры после гибели К-129 должны были быть заменены, можно было изучить логику формирования кодов вероятного противника.
Эти и другие соображения были приведены в докладе заместителя министра обороны Дэвида Печарда, представленном президенту США уже в ноябре 1968 года. Доводы, приведенные в докладе, доказывали необходимость подъема советской подводной лодки. Однако относительно способов мнения спецслужб разделились.
Военно-морская разведка предлагала аккуратно «разрезать» корпус К-129 прямо на глубине при помощи направленных взрывов. Далее, по замыслу, предстояло действовать подводным аппаратам - автономным и телеуправляемым. «Рыцари плаща и кинжала» из ЦРУ настаивали на подъеме лодки целиком. Трудно сказать, что послужило причиной выбора столь дорогого и несравненно более рискованного способа подъема лодки - чисто американская тяга ко всему грандиозному и «самому-самому» или (что вероятнее) мощное правительственное лобби, но был выбран именно вариант ЦРУ.
Для его осуществления следовало спроектировать и построить специальное судно и подготовить высокопрофессиональный и натренированный экипаж. Всю операцию необходимо было провести скрытно, без привлечения чьего-либо внимания. Оставалось только найти деньги и начать операцию, названную «Дженнифер». Для начала было ассигновано 200 миллионов долларов. Контракт ЦРУ заключило с компанией Hughes Tool, которую возглавлял миллиардер и авантюрист Говард Хьюз. Во время Второй мировой войны компания Хьюза уже работала по заданию Пентагона над различными секретными проектами.
Чтобы поднять корпус подводной лодки с фантастической глубины, технические исполнители операции «Дженнифер» сконструировали специальное судно Hughes Glomar Explorer. Отдельные конструкции судна изготавливались разными судостроительными верфями и заводами в разных местах страны, как на Тихоокеанском, так и на Атлантическом побережье. Hughes Glomar Explorer представлял собой плавучую прямоугольную платформу водоизмещением свыше 36 тысяч тонн. Судно было оборудовано сверхмощным подъемным устройством, размещенным на стабилизированном портале.
По завершении строительства судно перешло в Реджвуд-Сити (Калифорния), где к нему была добавлена баржа-понтон для транспортировки подъ ёмных монтажных конструкций с огромными 50-метровыми клешнями. С их помощью затонувшую советскую подводную лодку предстояло оторвать от океанского дна и поднять на поверхность.
4 июля 1974 года судно Hughes Glomar Explorer и доставленная туда же баржа-понтон НМВ-1, предназначенная для транспортировки монтажных конструкций и гигантских захватов, с 80-дневными запасами пришли в назначенную точку. Сама операция началась, когда судно было стабилизировано, прогноз погоды благоприятен и все системы проверены. НМВ-1 притопили и завели под корпус Glomar Explorer. Потом в океанские воды стали уходить девятиметровые трубы, которые автоматически свинчивались на глубине. Контроль осуществлялся подводными телекамерами. Всего было использовано 600 труб, каждая весом в двухэтажный автобус.
Через 48 часов захват оказался прямо над корпусом подлодки, захватил его гигантскими клешнями, зафиксировал. Начался подъём. И здесь случилось непредвиденное! Сыграли свою роль скрытые разрушения корпуса лодки. На глазах у американцев субмарина раскололась, и примерно три четверти её корпуса вместе с телами большинства погибших и баллистическими ракетами стали погружаться в чёрную океанскую пучину. Вдруг из шахты выскользнула ракета с ядерным зарядом и медленно пошла ко дну. Все замерли в ужасе, представив себе последствия. Но взрыва, к счастью, не произошло.
Носовая часть подлодки оказалась в огромном трюме Hughes Glomar Explorer. Американское судно снялось с якоря и двинулось к берегам США. После откачки воды из огромного внутреннего ангара специалисты устремились к исследованию трофея. Первое, что поразило американцев, - низкое качество стали, из которой был изготовлен корпус лодки. По утверждению инженеров ВМС США, даже её толщина не во всех местах была одинаковой. Забраться внутрь лодки оказалось практически невозможно: там всё было исковеркано и сдавлено взрывом и циклопическим давлением воды. Зато американцам удалось извлечь торпеды с ядерной боевой частью.
Решив задачу только частично, ЦРУ остановилось перед самым главным этапом - необходимостью подъема и кормовой части К-129. Но в 1975 году все детали тайной операции стали достоянием средств массовой информации. Сенсация была подхвачена всеми ведущими агентствами и газетами с немыслимой оперативностью. Из-за этого ЦРУ пришлось отказаться от последующих этапов подъема советской подводной лодки.
Вскоре после скандала с операцией «Дженнифер» главные ее участники сошли со сцены. Президент Никсон вышел в отставку в связи с «Уотергейтским делом», директор ЦРУ Колби был освобожден от должности, а миллиардер Хьюз умер от гриппа. Тем не менее, операция «Дженнифер» была одной из самых рискованных и фантастичных технологических проектов XX века, а создание судна Hughes Glomar Explorer - блестящим техническим достижением ученых и инженеров США.
В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс, побывавший с визитом в Москве, передал тогдашнему президенту России Борису Ельцину видеоплёнку, на которой была запечатлена процедура захоронения советских моряков, извлеченных из носовых отсеков К-129.
Вечная память погибшим в море!