Рецензия на книгу "Код Дурова. Реальная история «ВКонтакте» и ее создателя"

Apr 28, 2014 02:49

Подумал, что надо попробовать написать рецензию на книжку "Код Дурова", раз уж я ее упоминал и прочитал.
ПравоторговцыТорговцы воздухом сумели ограничить доступ к книжке даже на флибусте, но можно скачать через i2p. Если вы еще не поставили себе i2p и не научились пользоваться, то пора это сделать, давно пора.

Книжку написал Николай Кононов, на задней обложке про него написано так: "Николай Кононов - журналист, главный редактор ежедневного издания о предпринимательстве Hopes&Fears (hopesandfears.com). Окончил МГУ, работал репортером в газетах «Известия» и «Столичная вечерняя». Писал о бизнесменах разного масштаба - от деревенских подвижников до миллиардеров - сначала в журнале «Эксперт», а затем на протяжении семи лет в российском издании Forbes. Автор книги «Бог без машины: Истории 20 сумасшедших, сделавших в России бизнес с нуля»."

Как и положено журналисту, автор умеет хорошо писать. Из-за профессиональной привычки давать вал по плану текст получился гладкий, но унылый. Стремительные домкраты колебались, как стрелки осциллографа, а вагон метро "мотало из стороны в сторону, как шлюпку на волнах".

В книге довольно много подробностей о том, кто участвовал в создании компании, кто дал денег, как происходила разработка. Не обошлось даже без упоминания истории борьбы с "Мой факультет", если кто ее помнит. Впрочем, чисел в тексте не очень много, хотя и есть размер первоначальных инвестиций. Не рассказано, сколько сеть тратила и сколько зарабатывала по мере своего развития. Замечу, что и по сей день подразделение "ВКонтакте" остается убыточным, если судить по отчету компании Mail.ru.

В описании событий автор книги следует традиционной парадигме текстов про интернет-бизнес. Она заключается в том, что интернет-компании высокотехнологичны, в них работают скромные ботаники-нерды и создаются инновации. Основная цель каждой такой компании вовсе не зарабатывание денег путем продажи рекламы, а не менее, чем коренная социальная революция. Во всяком случае, именно так пишут в Hacker News и на TechCrunch на Хабре и в Цукерберг Позвонит.

Следующая длинная цитата из последней главы книги отлично иллюстрирует стиль и позицию автора:

Что Дуров - необычный предприниматель, оригинальный полководец, умник, фанат
нетривиальных эвристических ходов, эпатажник и нёрд, воспитавший в себе воина, -
это, в общем, и так можно понять по записям в твиттере, фейсбуке, редких статьях
и постах в блоге. В конце концов, его сеть уловила 100 млн человек, и это не
нуждается в комментариях.

Но теперь мне казалось, что его история о другом.

Если посмотреть на путь Дурова - это, по сути, путь политика, который работает
напрямую с людьми, вокруг партийной системы и других сред коммуникации. Он
создавал свои такие среды - еще с университета. Его форум выступал государством,
объединяющим разбросанные по Петербургу и пригородам княжества-факультеты. Глава
этого государства контролировал правила игры, был открыт разговору и лишь
регулировал сообщество.

Сеть как среда была обязана сформировать запрос на такого лидера, и вот в
русскоязычном интернете появился Дуров, чья «ВКонтакте» служила замахом на
приобретение паствы совершенно других масштабов. Все, что он делал, - это была
чистейшей воды сетевая политика и рекрутинг единомышленников.

Он произвел негромкую революцию - если понимать революцию в духе Ханны Арендт:
не как освобождение («свобода от…»), а как создание среды, территории свободы.
Итогом такой революции выступает res publica, дающая гражданам новое
политическое измерение - в данном случае это «ВКонтакте».

Политики старого типа понимают веб как инструмент, и даже Алексей Навальный,
тролливший госслужащих-коррупционеров, применяет старые приемы в новой среде.
Декларируя, что нет смысла лезть в партийную систему, он придумал «Добрую машину
пропаганды» - сеть единомышленников, информирующих население о гадостях режима.
Но идея Навального упирается в недостаточное доверие населения интернету, а
также в контроль власти над обеспечением нужного результата выборов.

Дуров строил свою res publica. Восхождение он преодолевал постепенно. Разрешив
регистрироваться несовершеннолетним и оставляя свое имя внизу каждой страницы,
он притягивал будущих последователей. «Идеи, которые исповедуем мы [в Зингере],
будут популярны лет через двадцать».

Так говорил сетевой авторитет и не навязывал свои взгляды, ничего не лоббировал,
кроме здорового образа жизни и культа ума. Эта ненавязчивость и прямые
коммуникации, уравнивающие всех, способствуют меритократии - то есть
самореализации талантливого человека.

Книга "Код Дурова" написана в 2012 году, поэтому там нет про события последнего времени - ни про наезд на милиционера, ни про создание "Telegram", ни про споры акционеров и увольнение создателей социальной сети. Впрочем, про это есть в блоге Corpuscula. Там не очень удобно искать, поэтому я собрал все записи про "ВКонтакте" в один текстовый файл.

Но интересный момент про внедрение новостей и статей от изданий в книге есть. По словам автора, это не было идеей самого Павла Дурова, а предложением Славы Мирилашвили, как и все предыдущие идеи монетизации, типа объявлений и сотрудничества с интернет-магазинами.
В той же главе упоминается появление односторонних связей и страниц знаменитостей, но история превращения "Контакта" в телевизор с возникновением пабликов типа MDK и появлением рекламных страниц совершенно не описана.

Ближе к концу книги описывается ссора Дурова с Мирилашвили и Левлиевым, но про продажу их доли UCP там нет, так что понять, что действительно произошло книга тоже не поможет.

Однако теперь мы знаем, что Павел эмигрировал, уволились и многие старые сотрудники, а с нынешними собственниками "ВКонтакте" наверняка продолжит быть отличным инструментом для выявления неблагонадежных.

В свете этих событий, а также откровений Сноудена, интересно подумать, а какова на самом деле роль интернет-компаний?

Они действительно иногда привлекают лучших людей, например, во "ВКонтакте" работали Николай Дуров и Андрей Лопатин. Компании преследуют высокие цели "упорядочить мировую информацию", "поддержать связи между людьми" и обещают "не быть злом".

Но в итоге из интернета получился отличный механизм всеобщей слежки, да и найти полезную информацию легче не становится, особенно с всевластием "правообладателей".

Утонченного успеха добились и разработчики игр - им удалось создать ящик Скиннера для людей, да еще и заставить жертв вовлекать друзей.

Такие мрачные мысли проникли даже на Hacker News, например в одном посте мне попалась следующая цитата:

Why the fuck are the greatest minds of our generation toiling away in the
Googleplex, harnessing the greatest computing resources in history, trying to
figure out how to get Scott Hanselman to click on ads?

Иронично, что сам текст был выложен на сайте блоге автора в Posterous. Posterous был стартапом, который пытался организовать революцию в социальных медиа (анонс революции сохранился в какой-то помойке), но затем был куплен twitter-ом и закрыт. Так интернет компании еще и уничтожают информацию.

Мне кажется, что интернет-компании похожи на финансовые корпорации, которые тоже поглощают людей с математическим и физическим образованием с целью "более надежного управления рисками", но в результате возникают лишь более утонченные способы организовать финансовый кризис и целые бесполезные отрасли деятельности.

Что же за сила заставляет умных и образованных людей тратить свою жизнь на алгоритмы показа рекламы и высокочастотной торговли?

Не сила ли гомеостатического мироздания из "За миллиард лет до конца света" Стругацких, стремящаяся остановить прогресс?
Или это капитализм и общество потребления, "Спектакль и Капитал" совращают человека?
А может быть, из-за отставания социального прогресса от технического структура общества не дает использовать таланты человека наилучшим образом?
Или наоборот, технический прогресс уперся в недостаток ресурсов, поэтому и происходит отток времени и усилий людей в виртуальный мир?

В любом случае, книжка Кононова не поможет ответить на этот вопрос, ведь автор пишет про своего героя так же, как пишут про тысячи предпринимателей-революционеров.

internet, vkontakte, review, vk.com, rant, society, books

Previous post Next post
Up