АРТ-ХАОС. ДВА ЖЕГЛОВА

Jun 29, 2019 01:03

Все мы смотрели кинофильму "Место встречи изменить нельзя" про Жеглова с Шараповым. Не все, впрочем читали роман братьев Вайнеров "Эра милосердия", по которой кинофильма и была снята. А почитать надо бы. Дело в том, что уж очень отличаются киношный и книжный Жегловы. Отличаются настолько сильно, что различия режут глаз.

В фильме Жеглов (в исполнении Высоцкого) - это совершенно адекватный, зрелый (40 лет уже), опытный мужик, видавший виды и ведущий себя очень взвешенно и аккуратно. Его спокойствие и олдскульные манеры делают ему имидж надёжного товарища и грамотного командира, которому люди доверяют и за которым идут.

Книжный же Жеглов производит, мягко говоря, тошнотворное впечатление. Книжный Жеглов - это молодой (25 лет), лощёный барин с самодурскими замашками. Ему откровенно нравится власть, которую он демонстрирует вообще при каждом удобном и неудобном случае. Он всегда одет как на парад, его сапожок всегда начищен до зеркального блеска, он не стесняясь лжёт направо и налево, продавливает свою (весьма неоднозначную, надо сказать) точку зрения невзирая на обстоятельства и вообще - любое его телодвижение как бы говорит окружающим "... ... а я Дартаньян!". Вообще книжный Жеглов вызывает жгучее желание взять и уебать ему по лощёному ебалу. С НОГИ. Ибо даже на фоне киношно-пародийного Джеймса Бонда книжный Жеглов выглядит пафосным мудаком.

И даже визуально образы разные. Киношный Жеглов - это простой, зрелый, коренастый рабочий, только с пистолетом и на страже социалистической законности. А книжный Жеглов - это молодой, стройный, стильный мажор, упивающийся чувством собственной прекрасности и несравненности.

Правильно Говорухин Жеглова переделал, правильно. Ибо отрази он книжного Жеглова на экране - был бы капец. Народ реально плевался бы. Впрочем, и сам Георгий Вайнер уже в путинские времена признавался: "Кто читал этот роман, те знают, что там очень осторожно и очень аккуратно, безо всяких революционных криков написано, что замечательный человек, выдающийся сыщик Глеб Жеглов является по существу сталинским палачом. Для него не существует ценности человеческой жизни, свободы, переживаний. И совершенно очевидно для тех, кто помнит немножко историю, что вслед за событиями 45-46 года, описанными в романе, наступила волна чудовищных репрессий, где именно Жегловы отличились в корпусе МВД-МГБ неслыханными злоупотреблениями, неслыханными злодействами, потому что искренняя убеждённость в правоте дела, которое они делают, безусловные личностные способности, отсутствие всяких моральных сомнений делало их страшным орудием. В романе это прослеживается, и понятно, что будет из Жеглова завтра. В фильме эта тема практически ушла, потому что исчез текст, а осталось огромное обаяние Володи Высоцкого"

А вот все остальные персонажи - совпадают. Что в книге, что в фильме. Причем, все они - очень адекватные и уместные. И только Жеглов выбивается из общего ряда своей явной чужеродностью. Что наводит меня на мысль о том, что весь роман "Эра милосердия" был написан ради освещения фигуры Жеглова. Который явно был списан с какого-то реального деятеля. Хм... Уж не Леонида ли нашего, понимаете ли, Ильича афторы отразили в таком свете? :)))

Арт-Хаос

Previous post Next post
Up