На дворе стоял май, вот-вот начнется сезон отпусков, а я все еще без какого либо плана на лето. Хотел же ехать на плато Путорана и "Кольский", но видите ли доллар и другие жизненные трудности не позволили этого сделать. Лето, кстати обещало быть жарким, хотя теперь уже, спустя время, я знаю, что этого не случилось. От надвигающейся жары хотелось бежать, хотелось на север, пусть и не в те места, что планировал раньше. Главное север...
Тогда, я уже начал активно кататься на велосипеде и по давней привычке звал с собой разных друзей и знакомых. И вот, как-то, одним совершенно обычным днем в очередной раз собираясь прокатится где-нибудь за городом, я позвал с собой своего товарища - Серегу. Мы хорошо покатались, поговорили о планах на летом, я послушал Серегины рассказы о тундре и северных экспедициях и в свою очередь посетовал на то, что в этом году я совершенно не имею какой либо конкретной цели в грядущем сезоне и что все мои планы к сожалению сорвались.
Чтобы продолжить рассказал далее, надо бы рассказать - кто вообще такой Серега и как мы с ним познакомились. А познакомил нас мой друг Егор. Егор работает на кафедре почвоведения в нашем университете, кстати именно от него я узнал о таком направление в науке. Так вот, Серега оказался научным руководителем Егора и мы стали часто общаться. С тех пор, я слышал много рассказов о "тундровой" жизни, экспедициях и научной работе. Я слушал, что-то запоминал, но самому мне ни разу не пришла в голову мысль поехать туда. Я все же, считал себя пейзажным фотографом, и в моем представление тундра не представляла никакого "пейзажного" интереса. Я сильно ошибался.
И вот, выслушав меня, Серега вдруг говорит, - а ты случайно не хочешь поехать в Тазовский на недельку? В голове, что-то перемкнуло, я даже не успел подумать и тут же согласился, лишь потом уже задал несколько вопросов о том с кем и зачем я еду туда.
Предстояла научная экспедиция за полярный круг в Тазовскую тундру. Тема работы - измерение эмиссии метана с поверхности тундровых почв. Я конечно же ничего не понял, но был полностью заинтригован. Экспедицию организовывал некто Вова, все что я о нем знал, что это хороший Серегин друг и что Вова живет в Москве. Впрочем мне этого было достаточно. Не мешкая, Серега тут же позвонил Вове и рассказал про меня.
Через несколько дней, мне пришло сообщение от Вовы и мы стали обсуждать будущую поездку. Общались мало и только по делу. Тем временем планы на летом полностью сформировались, оставалось дождаться отпуска.
Последние суматошные дни на работе, собранный рюкзак и какая-то каша в голове. А вот уже и пирон вокзала, я с двумя тяжелыми рюкзаками, томящее чувство грядущей неизвестности и одна мысль скорее сесть в поезд и уехать из города. Уже привычный за последние годы стук колес, проводник и спящий сосед с верхней полки. Проносятся города и поселки - впрочем как и всегда... Отличалось это все лишь тем, что в этот раз я ехал на запад в Тюмень. В Тюмени мы должны были встретится с Вовой и сесть на другой поезд идущий на север. Долго спал, проснулся почти под Новосибирском. Компания в купе подобралась хорошая, ехать было очень даже комфортно, пожалуй это важный момент для меня, так время летит быстрее и можно узнать много нового.
На следующее утро была Тюмень и сразу же пересадка на другой поезд. Выхожу из вагона, достаю телефон и звоню Вове. Все хорошо, мы встретились, Вова ждал у вагона с моим билетом в руках. Первые неловкие слова - знакомство. И опять все хорошо, рад что встретились.
На улице жара, какая-то южная, густая. Смешно, но я много раз слышал от разных людей, что Тюмень это северный город. Это не так, в пределах нашей страны конечно же. Тюмень находится на границе таежной и степной зоны и медведи там не гуляют. Я думаю дело все в том, что Тюмень это такой центр куда стекаются люди с севера, некий концентратор земли северной.
С Вовой мы ехали в разных вагонах. Пора знакомится с новыми соседями. В этот раз компания была не самая приятная - "вахтовики". Лег спать в предвкушения скорой встречи с севером. Проснулся из за открытой форточки и едкого тепловозного дыма проскальзывавшего прямо в купе. Пейзаж за окном резко сменился: хмурое небо, прохлада и густая темнохвойная тайга. Дыхание севера.
Через какое-то время я пошел к Вове в вагон. Разговор завязался очень быстро. Говорили о разном, много вспоминали о прошедших событиях. Я совсем забыл сказать, что в экспедицию, мы собрались втроем, в городке Пыть-ях к нам должен был присоединиться Женя. О Жене я так же ничего не знал. Но когда написал Егору о скорой встрече, сразу же получил ответ - ну сейчас у вас будет весело.
Пыть-ях, стоим, курим на улице, а вот и Женя, его было легко узнать по большому экспедиционному рюкзаку. Знакомимся. Женя кладет свои вещи в купе. Мы идем в купе к Вове. Поезд стоял около часа, и за это время мы несколько раз выходили перекурить. Прохладно - подумал я, север, и правда, почти уж ночь , а как же светло, вот он - полярный день, обрадовался.
Вернулись в купе, долго говорили, благо, народу совсем немного, мы никому не мешали, можно сидеть хоть до самого утра. Но биологические часа торопили спасть, расходимся.
Тонкая штора на окне поезда, солнце светит прямо в глаза. Я лежу, пытаюсь понять где я, какой-то совсем странный свет, сколько же время? Наверное пора вставать, мы же скоро придем. Из под подушки достал телефон, черт возьми, четыре утра, как же так, слишком светло, еще раз выругался на полярный день. Нефтяные вышки или наосы, не знаю как они правильно называются, ну те, которые мы часто видим в кино в форме полумесяца. Бесконечная, редка - северная тайга, слишком ярко, как будто осень, как первого сентября в Забайкалье, стало не по себе... Люди вокруг спят, видимо привыкли, свет им совсем не мешает. Пробую уснуть, нет, не выйдет, волнуюсь, север тревожит.
Несколько часов томящего ожидания, какие-то станции, жду когда проснуться ребята. Не выдержал, зашел к Жене в купе, разбудил, ну это ничего. Говорим о истории США, делимся знаниями. Время пошло...
Коротчаево - наша станция. Быстрая пересадка в ждущую нас машину. В руках камера и телефон, стараюсь снимать все происходящее вокруг. Часто спрашиваю ребят - когда же полярный крут? Когда тундра?. - Скоро, скоро еще часа два. Жду, снимаю, очень красиво вокруг, присматриваю места, думаю - сюда бы я точно приехал, вот бы тут поснимать.
"Бетонка" стучит, отдаваясь глухим эхом через покрышки. Водитель все время говорит что-то, много ругается, при этом рассуждая о жизни поучая рядом сидящего соседа. Лесотундра, десятки озер, хотя нет, даже тысячи, просто мне их не видно, вот бы сейчас вертолет.
Серебристым червем тянется газопровод, наверное та сама "Сила Сибири". Нет, точно не она, дурацкое название. Вспомнил плато Укок.
Водитель просит передать паспорта, скоро КПП и обязательная проверка документов. Въезжаем в поселок Новозаполярный. Мы за полярным кругом, новый мир, какой-то сюрреализм. Куплю бивни мамонта, дорого - гласит надпись на старой, ржавой трубе. Даже сотрудники ДПС выглядели совершенно космически, на лицах черная сетка от комаров, форма больше похожа на лесную, комары и мошка начали одолевать.
Тундра - бескрайняя, других слов не нужно. Я прилип к окну, снимаю видео.
- Смотри, Антон, Антон! Олени - закричал женя! Огромное стадо северных оленей, чумы, такого я еще ниразу не видел. Все вокруг привлекало внимание.
Высокий берег реки и поселок стоящий на нем, вокруг светит солнце, только лишь над поселком повисла черная туча, как будто проклятье северного безвременья. Парни обрадовались - Тазовский - центр земли.