Исповедь "гамельнского крысолова"

Jan 07, 2023 23:03


В этот светлый праздник дня рождения древнерусского раввина Иисуса Иосифовича Иегова и в преддверие Дня российской печати я хотел бы дать свой ответ на вопрос, который регулярно мелькает в пространстве во время новогодних торжеств: «Какое событие стало для Вас самым важным в уходящем году?».

Отвечаю. Нет. Это не то, о чём вы сейчас подумали. Оно, бесспорно, повлияло, стало эдаким детонатором, приведшим в действие самое важное для меня событие. И это событие заключается в следующем. Впервые в своей почти четвертьвековой журналистской жизни я осознал, насколько опасна моя профессия. Не для меня. Для других. Конечно, я и раньше понимал её влияние на умы, особенно слабые. Но все предыдущие информационные войны, в которых мне довелось участвовать во время многочисленных и многоуровневых предвыборных кампаний, - это всё детские шалости по сравнению с тем, что происходит сейчас.

Я наблюдал и продолжаю наблюдать в реальном времени, как легко адекватные, казалось бы, люди будто по щелчку пальцев теряли свою адекватность! С какой жадностью они упивались «страшилками» о боевых комарах, отравленных гусях и прочей белибердой, придуманной по заказу «сами-знаете-кого» такими, как я для таких, как они! С каким удовольствием люди самых разных слоёв общества втирают себе в кожу испражнения пропаганды!



Но насколько легко засрать людям мозги, настолько же тяжело, почти невозможно, вывести их из этого состояния. Становится уже невозможным доказать очевидное, какое вроде бы и не требует доказательств. Ведь тогда придётся расставаться с иллюзиями. А это всегда очень болезненно. Ещё болезненнее, чем сам по себе мыслительный процесс. Как выясняется, нашей среднестатистической жертве проще поверить в то, что дерьмо, которым она вымазана с ног до головы, источает нежнейшее благоухание, чем в то, что это просто дерьмо и воняет оно соответственно.

Я наблюдал довольно привычных для меня «перевёртышей» из клана чиновников, которые с одинаковой убеждённостью и с одинаковым рвением способны подпевать любому хозяину, даже если содержания песен будут диаметрально противоположными. И эта картина меня уже давно не удивляет. Гораздо страшнее было наблюдать другое: как старые друзья становились врагами, как рушились семейные связи, как деградировали личности.

Я не сторонник теории коллективной ответственности. Но в прошлом году я с особой остротой и болью ощутил ответственность нашего цеха за всё окружающее нас и прогрессирующее безумие. Хотя сам я с первых секунд приснопамятного чёрного дня в календаре нашей истории старался давать повод для размышления тем, кто ещё не утратил этой способности.

И для меня в этом процессе люди разделились на три группы: единомышленники, колеблющиеся и zомби-фанатики. Вторую группу ещё как-то можно «дезинфицировать». Её спасает непонятно как сохранившееся чувство скепсиса, любопытства и желание разобраться. Что же касается первой и последней групп, то разговаривать с ними не имеет смысла. Первые и так всё понимают. Последние не способны ничего понять. В этом они схожи с религиозными фанатиками, которые за неимением аргументов тут же хватаются за топор, как только начинают чувствовать, что выглядят либо идиотами, либо мерзавцами.

Но, как ни странно, именно с ними я и стараюсь говорить. Ведь сказано в Библии: «не здоровые нуждаются во враче, но больные». Сложность и почти невозможность их исцеления состоит в отсутствии у пациента желания лечиться. Он уверен, что здоров. Ведь он ежедневно поглощает живительные пилюли, изготовленные из отборного «соловьиного помёта». Любые альтернативные средства лишь порождают внутренний конфликт и расшатывают его, пациента, здоровье.

И потом… Это ведь так пленительно и лестно - считать себя спасителями человечества! От мысли быть богом, ну, или хотя бы богоносцем, очень трудно отказаться. А то, что человечество почему-то не желает этого сомнительного «спаса-на-крови», ну так ведь это потому, что оно больное. «И мы придём и всех вылечим. А кто не захочет лечиться, тех убьём!», - как сказал один из таких новоявленных эскулапов…

Я никогда не относился всерьёз к тезисам о том, что пресса - это, дескать, четвёртая власть, что перо, мол, сильнее меча. Сегодня я убедился, что в моих руках страшное оружие, которое может превратить мозг любой потенциальной жертвы в хлебный мякиш, а его, мякиша, носителя - в серийного убийцу. А вот вернуть его обратно, в состояние безобидного увальня с пивным брюшком - это как варёное яйцо снова сделать сырым.

Заряженный мессианским бредом наш вчерашний увалень почувствует вкус крови и найдёт его весьма пикантным. Он вдохнёт полной грудью пьянящий ладан безнаказанности и уже никогда не откажется от него. Он уверует, что весь мир ему обязан, и убьёт любого, кто откажется оплачивать долг. Он заставит уверовать своё окружение в собственном героизме, и уже они будут уничтожать всех, кто назовёт его просто серийным убийцей.

В любом преступлении помимо жертвы есть масса участников. Заказчики, организаторы, исполнители, подстрекатели, пособники… Последнее - это о нас. Нынешняя российская журналистика (точнее сказать, её остатки, «пропагандистика») своей какофонией успешно заглушает любые проблески разума у слушателей и зрителей этой какофонии. Мы, словно целая армия «гамельнских крысоловов», зомбируем, не оставляя ни единой альтернативы, ни единого шанса на здраво- и свободомыслие, и уводим туда, откуда нет возврата. Сегодня - в буквальном смысле.

Не странно ли, что 13-го, в такое несчастливое число, в России отмечается день пропагандистики (сам придумал, так теперь и буду называть нашу сферу деятельности). Что ж… с наступающим профессиональным праздником, крысоловы! Надеюсь, вы так же плохо спите, как и я. «...и мальчики кровавые в глазах».

Previous post Next post
Up