Замёрзшее морее, тёплая душа. Северная Карелия, деревня Нильмогуба.

Feb 26, 2010 00:00

Поезд прибыл на станцию Полярный круг в 2:15. Мы (Иван dementievskiy и я) сразу заметили среди безмолвной зимней ночи приближающегося к нам человека. "А это, должно быть, за нами" - сказал Иван. Так и вышло - это была Маша, одна из жительниц деревни, о которых Иван немало рассказывал ещё в Москве. Маша села за руль заснеженной "Нивы", и мы отправились в путь. С час мы ехали по широкой, разровненной грейдером дороге, извивающейся через зимний лес. За этот час Иван с Машей успели обменяться новостями, а я - понять, что Маша радушный и добрый человек.
Но вот мы подъехали к деревне. Нильмогуба встретила нас высоким снегом и ясным звёздным небом.




Скрипя снегом, мы прошагали через всю деревню до нашего домика - аккуратной двухэтажной избушки, опрятной, чисто выметеной и ухоженой.



По пути мы узнали одну неприятную для себя новость: деревенский магазин оказался закрыт до понедельника, а с запасами еды у нас было туговато. Узнав об этом, Маша ушла, и через несколько минут вернулась с корзинкой, в которой кроме буханки хлеба, нескольких куриных яиц, чая и сахара, оказалась ещё и банка с морошковым вареньем.

Перед сном я решил немного пофотографировать зимнее небо и подсвеченную немногочисленными фонарями, ночную деревню. Холод прокусывал даже утеплённый комбинезон, а в фотоаппарате после десятка кадров сел аккумулятор. Только утром я узнал, что в ту ночь стоял сорокаградусный мороз.

Ранним утром мы должны были встать часов в семь и отправиться на порог снимать рассвет и пар, поднимающийся над незамерзающей водой. Но то ли усталость многочасового переезда дала о себе знать, то ли шестое чувство подсказало нам, что на улице в предрассветный час стоял мороз за -40... В общем, "пейзажный" выход сам собой отменился.



Наспеша позавтракав, мы отправились смотреть деревню, а в конце пути заглянули в дайверский центр, находящийся недалеко от деревни. Здесь Иван познакомил меня с Сашей - одним из инструкторов, работающих с белухами. Саша оказался отличным (а по мнению Ивана даже уникальным) человеком. И дело даже не в том, что он тренирует белух так, как могут только единицы в России, да и в мире, а в весёлом нраве, лёгком характере и глубокой любви к суровому северному краю.

Была у Ивана одна идея, которую он сам считал авантюрной - поплавать с белухами. Саша предложил не откладывать дело в долгий ящик, и назначил Ивану встречу с прорубью на два часа дня. Что из этого вышло, описать словами сложно, уж лучше посмотреть фотографии, а потом и видео, которое я, по мере сил и умений, снимал.



Иван сначала не очень-то хотел лезть в воду. Оно и понятно - на улице минус 35...



Но тут - такая очаровательная компания. Знакомьтесь: белухи Нильма и Матрёна







Это лицо абсолютно счастливого человека

После этого мероприятия мы решили ещё немного побродить вокруг деревни, пройти по льду залива и поискать интересные виды.



Когда совсем стемнело, мы заглянули в гости к Маше. Там мы познакомились с Полиной и её трехлетней дочкой Викой - переполненной энергией девочкой. Вскоре к посиделкам присоединился и Машин муж Миша. После знакомства с ними я уверился, что в этом суровом краю живут только очень хорошие люди. Все они заслуживают, чтобы о них написали отдельно, рассказали неторопясь и обстоятельно. И такой рассказ обязательно появится, только чуточку позже.

Вечер прошел за непринуждённой беседой, чаем и марошковым вареньем.

Прошедшая ночь оказалась не теплее предыдущей, да и будильник с вечера мы даже не заводили - идти в мороз к порогу не было никакого желания. Этой ночью я решил перебраться с первого этажа на второй, и не прогадал. Из ведра с питьевой водой у рукомойника на утро мы выкалывали лёд.



Это второй этаж - "Ташкент". На первом в это же время суровое "заполярье".

Наступивший день (по крайней мере первую его половину) мы решили посвятить репортажной съемке: пофотографировать Машу и её олениху Ночку.



Ещё вчера Маша со смехом рассказывала нам, как с удивлением смотрят водители джипов на её экзотический, по современным меркам, гужевой транспорт. Пока она впрягала Ночку в сани, Маша рассказала, что им пришлось самим придумать, как запрягать оленей - способ, которым пользуются лопари, для них не подошёл.



После небольшой репортажной фотосессии мы отправились на порог: утренний свет проспали, так хоть вечерний застанем. Впрочем, сильно много надежд получить интересные снимки мы не питали. А зря.



К порогу мы подошли часам к трём - для тумана уже поздновато. В нормальную погоду к этому времени солнечный свет успевает растопить и густую дымку, и иней на ближайших деревьях. Но не тогда, когда на улице -35.



Причудливой формы торосы и белое от инея одинокое дерево приковали наше внимание. Но стоило обернуться назад, и мы увидели совершенно иную картину: причудливые скульптуры торосов и далёкий лес, утопающий в клочковатых клубах пара. Солнце садилось, и свет начал теплеть. Хотелось бы сказать то же самое и о погоде. Но законы природы безжалостны: с каждой минутой становилось всё холоднее. Мы решили, что всё самое интересное уже отснято, но опять ошиблись. По пути в деревню мы бросили случайный взгляд на туманный берег. Этого хватило, чтобы понять: даже крепчающий мороз не заставит нас оставить камеры в кофрах. Заходящее солнце опустилось к самой границе леса и погрузилосьв густой туман. Его приглушенный свет и клыки торосов придавали пейзажу таинственную потусторонность.



На пути домой мы опять повстречали Машу - на санях со впряженной Ночкой. Иван отправился по своим делам, а меня Маша предложил подвести на санях. Конечно, им не хватает резвости "Буранов" или лошадиных сил автомобилей, но зато душевности в такой поездке куда как больше. Маша даже дала мне немного порулить, вот только наездник из меня оказался некудышный. Я упал в сугроб, а Ночка, как ни в чем не бывало, потрусила к дому. Догнать олениху по глубокому снегу у нас с Машей не получилось, так что пришлось нам идти пешком.

Вечером, после холода Кандалакшского залива опять отправились в гости к Маше с Мишей. И там мы получили Добрую порцию душевного тепла и горячего чая.

Ещё ночью небо начало затягивать облаками. Утро было пасмурным, а в начале одиннадцатого пошел снег.

Мы снова пришли в гости к Маше и Полине, но на этот раз по делу - фотографировать жизнь и быт.



Полина за работой - доделывает нарядную шубку для Вики.



Под занавес фотосессии Маша с Полиной вывели из хлева всю живность, а потом и здоровенного конягу Буяна. Старый хозяин этого коня умер, а домочадцам заниматься животным было кому некогда, а кому просто боязно. В результате Буян отощал, пока Маша не взялась за него. Она со смехом рассказала нам, что когда Буян получил свободу и увидел зелёную траву, то остановить его на пути к желанной еде было невозможно. Может быть именно из-за такой тяжелой судьбы даже сейчас Буян норовил отвязаться от людей и припасть к охапке сена. Но Маша всё-таки заставила его побегать. Да не просто, а по снежной цилине, взметая клубы снега.



Сперва слабый снегопад со временем превратился в настоящую метель. Я решил немного побродить по деревне, поснимать заметённые дома и ограды.







На обратном пути за мной увязался Буян. Хитрец аккуратно походил сзади, щипал за рукав, а когда я поворачивался, отворачивал морду как ни в чём не бывало.



Вечер мы опять провели в гостях у Маши. Впереди нас ждала дорога домой, и хотелось побольше с ней наговориться. Оказалось, например, что в Нильмогубе обосновался "Международный экологический фонд развития личности ИНТЕНТ", хотя в самой деревне их называют просто энергетами. Ребята они безобидные, но по местным меркам чудные. Например, для того чтобы "прекратить внутренний диалог" они предлагают занововступившим пройтись от деревни по лесу несколько километров вообще ничего не думая и ни с кем не разговаривая.



Выехать из деревни мы договорились в час ночи. Два часа двадцать минут на дорогу по заснеженному леск должно было хватить.

В назначенное время мы встретились с Машей и отправились к уже знакомой нам Ниве. Десять минут на прогрев машины, и вот мы двинулись в путь. Но не успели мы проехать и пары сотен метров, как машину повело, и она съехала с укатанной дороги в снежную кашу обочины. Попытки выкопать и вытолкать автомобиль ничего не дали - Нива только глубже зарывалась в снег. И тогда Маша отправилась за подмогой. Минут через двадцать она вернулась, но не одна, а вместе с Сашей, с которым мы уже успели тепло попрощаться. Его УАЗ Hunter без труда вытащил "Ниву" на ровную дорогу. Без лишних промедлений мы поехали дальше. Началась необъявленная гонка со временем. В 2:55 мы были в Полярном круге. Время поджимало. В Чупу мы приехали в 3:32 - со всего лишь пятиминутным опозданием, но этого оказалось вполне достаточно. Наш поезд уже уехал в сторону Москвы.

Маша тут же взяла дело в свои руки. В здании вокзала она узнала, когда будет следующий поезд в столицу и как на него можно сесть. Оказалось, что он подойдёт всего лишь через час, вот только продать на него билеты нам смогут только в Лоухах. И снова мы мчим по заснеженной трассе, считая минуты.

Успокоенно выдохнули мы только тогда, когда уже в Лоухах нам обменяли наши бесполезные билеты на пару проездных на поезд Мурманск-Москва. Особенно приятно было посмотреть, как улучшилось настроение у Маши: лицо её из серьёзно сосредоточненного сразу стало привычно весёлым. Он даже рассказала забавную историю с поездами и путешествиями из своей походной жизни.

Вот так, с приключениями, закончилось это путешествие. Карелия не хотела отпускать нас в большой город. хотя, признаться честно, я и сам был не рад вернуться к житейским дрязгам и рабочей нервотрёпке. Но эта поездка - ещё один прочный стежок, который крепко притянул меня к этому краю. Из этого путешествия я привёз немало фотографий, воспоминаний и впечатлений. Не говоря о банке марошкового варенья.

Но самое важное - это знание. Теперь я точно знаю, что Карелия зимой также прекрасна, как и летом. А северяне, жители этого сурового края, достойны такого же пристального внимания, как и его природа.



Кстати, Иван уже успел выложить первую часть рассказа о наших приключениях - интересно почитать для полноты впечатлений.

люди, Белое море, путешествие, пейзаж, Нильмогуба, фото, Карелия, зима, море

Previous post Next post
Up