Седой Урал, хмурая Тайга.

Jan 13, 2010 00:47

Еще с лета, с теплого и солнечного лета меня преследовала одна навязчивая мысль: мне хотелось в горы. Причем зимой. Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что зимний поход это сложное и даже в чем-то опасное опасное мероприятие. Но даже зная это, я был совершенно уверен - зимой я пойду в горы. Осталось только решить - куда. Крым на западе пугал неспокойной политической ситуацией, Хибины на северне - полярной ночью и скоротечными съемочными часами, а Кавказ на юге - риском. И тогда я обратил взор на восток, на Урал. Я решил поехать на Таганай.




3.01.2010
В Челябинск наша группа (Иван dementievskiy, Аида aida_vardanyan и я) прилетела в 4 часа ночи. Когда мы планировали, как будем добираться до Златоуста, тот факт, что только от аэропорта до железнодорожного вокзала Челябинска 30 километров, несколько ускользнул от нашего внимания. Надо было искать такси. Но все «извозчики» как на зало куда-то испарились. В итоге нас с нашими рюкзаками согласился подвезти какой-то частник на своем VolksWagen Tiguan, видимо от жалости и доброты душевной. В итоге получилось быстро, с комфортом, да еще и дешевле.
И вот тут нас ждала очередная засада. Нам предложили билеты на проходящий поезд до Златоуста, но мы решили, что на электричке будет дешевле и быстрее. Дешевле - да. Быстрее - как бы не так.
По расписанию ближайшая электричка до Златоуста должна была подойти в 7:20. Очень удобно - пару часов отоспаться, перепаковать рюкзаки, и вот она - электричка. Но беда подкралась незаметно: время в расписании оказалось московским. Вот и получилось, что на вокзале мы куковали на два часа дольше.
Но вот долгожданная электричка подошла, мы погрузились и с шутками-прибаутками отправились в путь. Но злосчастный состав останавливался на каждой остановке, на каждом полустанке и каждом километре. Электричка шла до Златоуста без малого 4 часа. В итоге ко входу в национальный парк Таганай мы подошли в лучшем случае часа в два дня. На горизонте замаячила угроза идти до первого приюта в темноте.
Но когда мы пошли регистрировать нашу группу, Иван встретил своего старого знакомого - смотрителя парка Олега - и он согласился подбросить нас до приюта Таганай на снегоходах.



Уже не первый раз замечаю, что чем сильнее впечатление, тем сложнее о нем рассказать. Поездка на «Буранах» по заснеженной тайге - именно такая «сложная» история. Трудно описать проносящиеся мимо ели, хлещущие по лицу ветки и вылетающее из под гусениц снегохода снежное крошево. К домику приюта мы приехали радостные, но заснеженные.



База «Таганай» оказалась просто царскими хоромами - с газовой плитой, русской печкой и даже кроватями с матрасами и подушками. Вот только дизель-генератор оказался сломан, и мы остались без электричества. Смотритель Василий, правда, предложил нам посмотреть генератор, может сможем починить. Жаль, что мастера по ремонту такой техники мы совершенно случайно забыли в Москве.



4.01.2010
На утро мы решили подняться на гору Круглица. Встали рано, вышли засветло и отправились в тайгу. К счастью за день до нас на гору поднималась группа из Перми и пробила дорогу, так что тропить нам не пришлось. По крайней мере пробираться по десятисантиметровому снегу было легче, чем брести в гору по пояс в снегу.



Когда мы медленно, с трудом пробирались по этой уже проторенной тропе, меня посетила одна простая, но жутковата мысль: в тайге человек против зверя - ничто.
Через пару километров пути тайга начала редеть, и начался курумник - огромные валуны с острыми кромками, беспорядочно нагроможденные друг на друга. С непривычки карабкаться по ним было сложно и даже опасно - под снегом скрывались коварные расщелины, куда можно было запросто провалиться.
Чем выше мы поднимались по валунам, тем реже становились деревья, круче подъем и злее ветер. Протоптанная тропа давно оборвалась. Когда до верха оставалось около ста метров, тучи, с самого утра плотным ковром застлавшие небо, начали расходиться, и сквозь разрывы проглянуло солнце. Его лучи разогнали туман, плотно затянувший вершину горы, и внизу наши взглядам предстала тайга - море аккуратных треугольников елей, раскинувшееся до куда хватало взгляда и теряющееся где-то далеко во мгле.



С Круглицы мы вернулись промерзшими, но довольными, и остаток дня провели за разговорами. Нашими соседями по домику оказалась семейная пара средних лет, заядлые туристы и просто приятные собеседники.
Легли мы рано. Надо было хорошенько отдохнуть и выспаться - впереди нас ждал переход до горы Дальний Таганай.

5.01.2010
За ночь утоптанную буранную тропу завалило пятнадцатисантиметровым слоем снега, но выбора у нас не было - надо было идти, какой бы ни была дорога.



Первые пять километров по заснеженной тайге дались просто, и через пару часов пути наша группа дошла до стоянки «Стрелка». Указатель гласил: «Метеостанция - 5 км». После короткой передышки мы пошли в гору. Впереди нас ждало восхождение на хребет Большой Таганай, на гору Дальний Таганай.
Сказать, что эти пять километров подъема дались нам тяжело, значит не сказать ничего. Свежевыпавший снег, который казался на ровной дороге простым неудобством, здесь превратился в сущее наказание. Спускавшиеся с горы группы лыжников смотрели на нас с сожалением, желали сил и удачи. В одной из таких групп нам попалась женщина, на ногах которой были две разные лыжи. Заговорив с ней, мы узнали, что этим лыжам уже пол века. А ей самой на восемь лет больше. Кто-то из лыжников подбодрил нас: «Осталось совсем чуть-чуть. А там на Метеостанции дядя Саша. Он вас горячим чаем напоит». GPS показывал еще полтора километра пути.



Через три километра пути лес начал редеть, и задул сильный ветер. Вскоре началась настоящая пурга - разобрать что-то дальше десяти метров было сложно. От усталости спасительный домик приют начал мерещиться мне за каждым деревом: тут ветви елей складываются в бревенчатую кладку, там из-за бугра торчит дымящая труба.



Лес вокруг изменился до неузнаваемости: ели попадались все чаще невысокие, склоненные ветром и покрытые толстым снежным панцирем. Пурга продолжала усиливаться, и мы начали следить, чтобы не выпустить друг друга из виду.
Но вот на фоне голого ледяного плато проступил темный приземистый силуэт. Мы подошли поближе и увидели долгожданную избушку метеостанции.



В сгущающихся сумерках, среди ветра и метели, с трудом отыскав дверь, мы вошли. Внутри нас радушно встретил смотритель метеостанции Саша. Я еще расскажу отдельно и про этого человека, и про его нелегкую работу. Он заслуживает этого.
Потом, еще до того, как мы измученные повалилсь спать, я вышел наружу, в «космос». Пейзажи, которые я еле-еле разглядел в слабом свете фонарика, показались мне совершенно неземными, нереальными. Я заснул в твердой уверенности, что завтра буду снимать.

6.01.2010
Утро выдалось мрачным и ветреным. Свет солнца несколько раз пробился сквозь плотные облака, окрашивая морозный туман в нежный розовый цвет. Вспышки эти были настолько скоротечны, что отснять их не получалось. Мглистый рассвет превратился в суровый день.



Примерно в полдень на станцию пришли новые гости: двое туристов из Челябинска. Ребята оказались бывалыми походниками и интересными собеседниками. Мы быстро нашли общий язык и веселой компанией встретили Рождество.





Опасайтесь черного спелиолога!..

Уже после полуночи тучи на небе рассеялись, ветер утих и выглянули звезды. Вот тут-то я и решил, что стоит испытать новую семисотку, задав ей задачку не из простых: поснимать звезды. Наши новые друзья активно включились в процесс и помогали снимать и подсвечивать, а иногда подбрасывали интересные идеи и сюжеты.



7.01.2010
Не зря мы радовались звездному небу прошлой ночью: этим утром Дальний Таганай показал нам первый настоящий рассвет.
Когда я выставлял ракурс для очередного кадр, то в дали увидел человека со штативом и камерой, да не одного. Оказалось, что это двое московских фотографов - Иван и Ефим - которые пришли на Дальний Таганай с Киалимского кордона встречать рассвет. Особого внимания заслуживают они еще и потому, что снимают на непростую технику: Иван на среднеформатный Pentax 67, а Ефим вообще на карданную камеру. Они потом еще зашли в избушку метеостанции - отогреться и поговорить о том - о сем.
Ближе к полудню мы распрощались с челябинцами, пожелали им счастливого пути, а сами остались ждать интересного света.



И свет не заставил себя ждать. Часам к трем облака поредели, и дальние хребты осветились ярким светом. Эффектные световые картины дня постепенно перешли в не менее интересный закат.



8.01.2010
Если рассвет предыдущего дня был интересным, то рассеет этого дня был просто умопомрачительным. Редкие облачка не помешали солнцу пролить весь свой свет на заснеженное плато и далекие горы. Мы видели все краски утра: от нежно-розовых тонов восходящего солнца до насыщенно-желтых цветов, пришедших им на смену позже. И все эти картины мы снимали, отрабатывая каждый интересный ракурс, до которого могли дойти или доползти.



Но вскоре свет стал слишком ярким, а теним чересчур контрастными. Настало время собирать рюкзаки, прощаться с гостеприимным Сашей и отправляться в путь.
Дорога до стрелки, которая три дня назад отняла у нас все силы, далась нам просто и непринужденно. По пути мы снимали заснеженный лес, покрытые ледяной чешуей ели и возвышающуюся вдали Круглицу.



Мы решили, что пару дней, до конца путешествия поживем в приюте «Таганай», а десятого января вызовем снегоход и доберемся до выхода из парка. Но после Дальнего Таганая появилось чувство, что главная высота взята, все самые интересные картины мы уже увидели, а впереди остались второстепенные пейзажи, которые надо отснять только потому, что на это есть время. Да и оставаться в приюте «Таганай» надолго не хотелось: не очень-то мне понравился тамошний смотритель. Я так и заявил ребятам: «Не нравится он мне. И вообще он упырь».
В приюте кроме смотрителя мы встретили еще нескольких человек. Один из них, бывший метеоролог, рассказал нам, что станция на Дальнем Таганает не работает по назначению с 2004 года. Когда-то через нее проходил общероссийский туристический маршрут номер 55, но потом маршрут закрыли. Основным средством к существованию для работников станции были именно деньги, которые те брали за ночлег с туристов. Когда этот источник заработка пропал, станция проработала еще несколько лет на энтузиазме научников. Увы, на одном только энтузиазме долго не проживешь, и вскоре метеостанция превратилась в простой приют, занесенный снегом домик на вершине горы.



Другой интересной встречей стала встреча с Валентиной Прокопьевой, или, как она сама себя попросила называть, бабой Валей. Разговорчивая шестидесятилетняя сибирячка исходила Таганай вдоль и поперек, да и других походов в ее жизни было немало. И, естественно, ей было что рассказать о своей полной приключений жизни. В конце рассказа она предложила купить ее книгу, каждый из нас согласился, и баба Валя подписала каждый экземпляр приятными дарственными словами.
Василий принял нас радушно, даже чересчур. Назойливо предлагал попариться, а ближе к полуночи вообще выставил на стол бутылку водки.
Справедливости ради стоит сказать, что смотритель помог нам полезной информацией: он подсказал телефон водителя Толи, который за умеренную плату сможет перевезти нас и наши рюкзаки из Златоуста до самого аэропорта Челябинска, причем на маршрутной «Газели».

9.10.2010
Ночью все спали плохо, засыпали с трудом и постоянно просыпались. В семь утра зазвонил будильник, но мы его проигнорировали. Небо, затянутое плотными облаками не предвещало интересного рассвета. Но когда солнце начало вставать, мы поняли, насколько ошиблись. Яркие перья рваных облаков полыхали всеми оттенками красного, оранжевого и розового. Нам оставалось только в бессилии смотреть на эту феерию света и цвета.
После такого фотографировать и вовсе расхотелось, и было решено отправиться к последнему приюту «Белый ключ», откуда до Златоуста оставалось всего лишь 5-6 километров пути.
Уходя мы расспросили Васю, есть ли удобная дорога до этого приюта, и он заверил нас, что дорога есть, и нам надо пройти сперва поворот на лесную тропу, потом мимо каменной реки, а дальше будет та самая дорога на «Белый ключ».
Вооружившись этой информацией, мы вышли в путь. Через пять с половиной километров пути нам попалась развилка со стрелками-указателями. Там был и указатель на белый ключ. Если верить ярко-красной стрелке, то нам надо было свернуть в лес, пройти полтора километра по протоптанной лесной дороге, а потом еще два километра, но уже по буранной трассе до приюта.



Пока мы стояли и размышляли, стоит ли нам ломиться в лес по непонятной тропе, к стрелке подъехал лыжник. Мы спросили, есть ли другая тропа до «Белого ключа», кроме этой, на что лыжник ответил отрицательной. Услышав эти слова, Ваня недовольно заявил: «Антон, ты прав: Вася - упырь». С этого момента смотрителя приюта «Таганай» мы только так и называли.
Дорога по лесу оказалась на удивление легкой и хорошо утоптанной. Пару раз наш путь пересекла каменная река: язык растрескавшихся камней, тянущийся от гор к низине. Если бы небо не было затянуто тучами, то каменная река выглядела бы невероятно. Но погода была пасмурной, и снежные шапки на камнях сливались в однотонный ковер.
Переходить каменную реку оказалось так же опасно, как карабкаться по курумнику. Снег прикрыл предательские провалы между камнями. То и дело кто-то из нас попадал ногой в такую ловушку и долго выбирался.
Ближе к закату мы добрались до «Белого ключа». Приют оказался своеобразной демо-версией цивилизованной жизни: аккуратная избушка, коврик на полу, печка-буржуйка, кровать с матрасами и подушками и даже розетка с электричеством.

10.10.2010
Последний день похода. Мы затемно собрались и вышли в крайний переход. До десяти часов нам надо было протопать шесть километров до выхода из парка. То ли дорога шла под гору, то ли после отдыха на удобных кроватях у нас прибавилось сил, а может быть ноги сами несли нас к дому, но отмеренный на этот день путь мы прошли легко и быстро.
На самом выходе из парка нам встретился Олег. Мы по-дружески попрощались с приветливым смотрителем.
Толя со своей «Газелью» уже ждал нас у входа. Он оказался знатоком истории и географии Урала, и всю дорогу делился с нами всевозможной информацией о своей земле. От него мы узнали, что в 18 веке земля Таганайского парка была выкуплена у Башкиров за 300 рублей, а название город Златоуст получил в честь святого Иоанна Златоуста.
За этими разговорами мы и не заметили, как добрались до аэропорта Челябинска.

Так и закончилось наше путешествие на седой Урал, в хмурую тайгу. За короткие восемь дней я насмотрелся немало чудес. Но как много неизведанного и красивого скрывает Урал. Обычно, в таких случаях говорят «До встречи».

До скорой встречи.



Для полноты картины советую прочитать отчет Ивана.

Таганай, горы, путешествие, пейзаж, фото, Челябинская область, лес, тайга

Previous post Next post
Up