В 1989 году в Магадане могла случиться ядерная катастрофа

Mar 03, 2016 10:27

Практически никто не знает, что осенью 1989 года в Магадане могла случиться ядерная катастрофа, в результате которой Магадан, превратился бы в безжизненную пустыню.  Впрочем, передам слово очевидцу событий этого осеннего дня, рассказывает Алексей Кривич …




Осенним днем 1989 года мы должны были погрузить боевые торпеды с плавбазы ПБ-3 «Магаданский комсомолец» на свою лодку С-327. Погрузка торпед в кормовой отсек дело ответственное и столь же обыденное. Сыграли тревогу: «По местам стоять! К погрузке боезапаса!» Задраили все люки и лодка, выбросив фонтан брызг, притопила носовую часть так, что якорный огонь ушел под воду и был не виден из под льда, а рубка смотрела лобовыми иллюминаторами в белое крошево льда. Острохвостая корма нашей лодки приподнялась из воды и обнажила жерла торпедных аппаратов.

В них  то и было загрузить смертоносные сигары длинной более 7 метров и массой около 2 тонн. Как правило для этой операции необходимы кран, ясная погода, понтонный плотик, точный глазомер и умелые руки. Крышка нижнего люка отсека была опущена. Спасательный тубус был поднят в исходном положении. Насосы гидравлики были выключены, но находились под напряжением.
В этот день с погодой нам не очень повезло, немного штормило и покачивало и нашу лодку и плавбазу волнами. С первой торпедой никаких проблем не возникло и она вскоре оказалась в торпедном аппарате.

Поставили запал во вторую торпеду начали её загрузку в торпедный аппарат. Загрузили торпеду до середины, где был закреплен бугель (он устанавливается посередине торпеды, по центру тяжести торпеды и за него осуществляется краном загрузка с плавбазы в ПЛ). После чего бугель был снят. Дифферент лодки в момент загрузки второй торпеды был больше, чем необходимо. Это могло произойти из-за подтравливания носовых цистерн (лодка наша по своих годам была уже ветераном), которые набирали воду. Либо изначально, перед началом погрузки дифферент на нос был больше необходимого. Направляющие для торпеды в торпедном аппарате были согласно инструкции смазаны солидолом.

Я уже упоминал выше, что в этот день в бухте было волнение. И когда бугель был снят, волной нашу С-327 ударило об кранцы между лодкой и ПБ-3 и торпеда начала самостоятельное движение в торпедный аппарат. Смертоносная сигара весом около двух тонн в снаряженном состоянии набирая скорость заскользила в ТП, ударом сломав поперечный стопор (для задержки торпеды).
Положение спасла не до конца открытая задняя крышка торпедного аппарата принявшая на себя весь основной удар торпеды и практически погасившая её скорость. Тем не менее торпеда смогла свернуть с места крышку и продолжила свое движение внутрь отсека прямым ходом на пакетник управления насосами гидравлики в ручном режиме, находящийся под напряжением 240 вольт.

Полностью заднюю крышку торпедного аппарата торпеда свернуть не смогла и шла, одним краем по нему. Фактически крышка сыграла роль тормоза, который и остановил беглянку. Торпеда остановилась в 30 - 40 сантиметрах от пакетника. Я доложил о происшествии вахтенному дежурному, он командиру.

Что могло произойти, если бы торпеда разбила пакетник и оказалась под напряжением - известно одному господу богу. Думаю стоит добавить, что в этот момент на борту уже находилось 11 боевых торпед и из них две торпеды были с ядерными боевыми частями. Наверное стоит учитывать и то, что на плавбазе  ПБ-3 «Магаданский комсомолец» находился штатный запас боевых торпед. После этого происшествия у меня появились первые седые волосы. А крепления, спасшей нас фактически, задней крышки торпедного аппарата потом выровняли на заводе во время ремонта с большим трудом.

Взято с сайта  http://photo.ukamo.org/ Алексей Кривич. Из жизни С-327

Если Вам понравился мой журнал добавляйтесь в друзья  и будете в курсе событий

история, охотское море, magadan, бухта Нагаева, магадан, тихоокеанский флот

Previous post Next post
Up