Станция Хабаровск впервые упоминается 5 февраля 1897 года в приказе начальника работ по сооружению Уссурийской железной дороги Ореста Вяземского, где перечисляются пущенные в эксплуатацию станции. Представляла она собой шесть путевых ниток, товарную контору и здание строящегося вокзала, который открылся в конце этого же года. А первые пассажиры, как писала тогда губернская газета «Приамурские ведомости», в ожидании своих поездов стояли под дождем. Первый поезд из Владивостока прибыл 1 сентября 1897 года на товарную станцию на берегу Амура, где располагается современная станция Амур, так как пассажирская станция еще строилась. Временное движение на участке от Имана до Хабаровска было открыто 15 октября 1897 года, постоянное до Владивостока - 13 ноября 1897 года. Первый поезд проследовал путь в 772 километра за двое суток.
Вот уже более 50 лет существует в городе Хабаровске памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный в столетнюю годовщину города. Водружённый в центре привокзальной площади, он диминирует в её ансамбле.
В 1953 году, за пять лет до 100-летнего юбилея города, Хабаровским горисполкомом было принято решение о создании памятника Хабарову. Несколько лет решение оставалось невыполнимым, а ближе к юбилею за его воплощение власти взялись основательно. Работа над выполнением почти 5-метровой статуи продолжалась до февраля 1958 года, когда приступили к отливке гипсовых форм отдельных её чатей. Все работы по формовке были закончены в середине марта, и готовые формы отправили на завод художественного литья в подмосковный город Мытищи.
Пока отливали из бронзы фигуру землепроходца, в Хабаровске на привокзальной площади началось изготовление (отливка из бетона с гранитной крошкой) сложного по конфигурации постамента. Эта трудоёмкая и кропотливая работа выполнялась также по готовым гипсовым формам. 27 мая, за 2 дня до открытия памятника, отлитая в бронзе фигура Хабарова была доставлена в специальном вагоне и сразу же установлена на постамент. 29 мая в торжественной праздничной обстановке памятник землепроходцу Ерофею Павловичу Хабарову был открыт.
О портретном сходстве с Хабаровым не может быть и речи, ибо не только каких-либо изображений, но и описания внешности Ерофея Павловича в архивных документах не имеется. Хабарова мы видим поднявшимся на скалу и всматривающимся в амурские дали. В его левой руке зажат свиток с записями, а правая рука поддерживает полу соскользнувшей с плеча шубы. На лицевой стороне постамента высечена надпись: «Ерофею Павловичу Хабарову», а чуть ниже начертаны слова: «В день 100-летия города Хабаровска. 1858-1958». Высота скульптурной фигуры составляет 4,5 метра, а общая высота памятника (с постаментом) - 11,5 метра.
Нельзя не упомянуть и о такой «мелочи»: 40 лет памятник стоял безымянным, лишь спустя эти годы, на его постаменте была установлена металлическая табличка с надписью о том, что памятник создал хабаровский скульптор Я. П. Мильчин.
Памятник Ерофею Павловичу Хабарову, установленный на привокзальной площади Хабаровска, напоминает о его знаменитых походах, о его большом вкладе в освоение окраинных русских земель.
Хабаровск-1 по роду работы - внеклассная пассажирская станция с большим объемом грузовой работы. Она включает в себя наряду с приемоотправочным парком для грузовых и пассажирских поездов, грузовой парк Хабаровск-Пристань, сортировочные пути. Здесь имеется 117 стрелочных переводов, 107 из которых включены в электрическую централизацию. Все пассажирские и главные приемоотправочные пути для грузовых поездов оборудованы всеми необходимыми устройствами для движения составов в четном и нечетном направлении.
На станции 4 пассажирских платформы - 1 боковая (первая) и 3 островных; 6 пассажирских приёмоотправочных путей.
Здесь находятся здание поста электрической централизации, пункт технического осмотра вагонов, такие предприятия как вагонно-пассажирское депо, 5-я хабаровская дистанция пути, дистанции электроснабжения, сигнализации, связи и вычислительной техники, база «Вагон-ресторанов», Хабаровский МСЦ - обособленное структурное подразделение филиала ФГУП «Почта России».
С восточной стороны вокзала установлен обелиск в память участия войск при постройке Уссурийской железной дороги.
В 1900 году Приамурский генерал-губернатор Н. И. Гродеков обратился к Николаю II с ходатайством о возведении в Хабаровске и Никольском монумента в память об участии войск в постройке Уссурийской железной дороги (в течение 1891-1896 годов на сооружение дороги было командировано 17 720 солдат). 29 мая 1900 года в Хабаровске на пристанционной площади, в круглом саду, торжественно был открыт обелиск. Он был установлен на бутовом фундаменте, представляющем собой куб с четырьмя аршинными ребрами.
Обелиск украшали двуглавый орёл и медная доска с надписью: "Повелением императора Александра III Уссурийская железная дорога начата постройкой 19 мая 1891 года. 31 августа 1897 года, в царствование императора Николая II, её постройка закончена. Войска Приамурского военного округа, будучи призваны к сооружению этого пути, значительную часть его выполнили своим трудом. Да свидетельствует этот памятник, что войны уссурийские, стоящие грозным оплотом на отдалённом участке империи, умеют служить Отечеству как оружием, так лопатой и топором. Слава русскому солдату!"
После установления советской власти, орёл был сбит, а постамент простоял до постройки каменного вокзала. В 2006 году памятник был восстановлен и установлен на выходе с первой пассажирской платформы с восточной стороны вокзала.