Далеко за линией фронта…

May 08, 2017 19:15

Война  - это не только фронт, кровь и смерть, но и  то, что есть в жизни каждого человека - детство.  Сегодня в преддверии Дня Победы, я Вам  расскажу о том, как жили мальчишки на Колыме в 1943-1945 годах…



Командир 3 ПАП Фролов Борис Иванович с сыном Львом. Сеймчан.
Мой рассказ основан на воспоминаниях Льва Борисовича Фролова, который жил в поселке Сеймчан Магаданской области в 1943-1945 году, его отец Фролов Борис Иванович - боевой летчик, а если конкретно  - командир 3 перегоночного авиаполка трассы Аляска - Сибирь. Кто еще не читал про этого замечательного человека, идем сюда « Комполка трассы Аляска-Сибирь Фролов Борис Иванович».


Генерал-майор Фролов Борис Иванович.
Лева родился в 1934 году в городе Ейске Краснодарского края, война застала его в Оренбурге (в то время Чкалов). Отец смог перевести семью в Сеймчан только в июле 1943 года.  В 1943 году Леве было 9 лет, дорогу на Колыму он помнит во всех деталях до сих пор.


Памятник Чкалову В.П. в городе Оренбурге.

Сначала они ехали поездом из Оренбурга до Красноярска, далее добирались уже  самолетом, на американском Дугласе C-47, что обслуживал трассу Алсиба. Сначала они  прилетели в Якутск, а затем уже и далее в Сеймчан. Самым тяжелым участком дороги выдался перелет из Якутска в Сеймчан. Полет от Сеймчана до Якутска в среднем занимал около 4-х часов в прямом направлении. Курс прокладывался с учетом условий полета и погоды.

Особенность перелета в том, что он проходил над Верхоянским хребтом, высота полета  самолета составляла около 6000 метров. Самолеты в те годы еще не были полностью герметичными, поэтому на такой высоте было очень холодно и было мало кислорода. Во время полета потеряла сознание сначала мама, а потом уже и сам Лева. Приводил их в чувство экипаж самолета, давали подышать кислородом. Со слов Льва летчики кислородом не пользовались,  наверное, экономили его из-за проблем с его заправкой.

Самолеты времен ВОВ летят по маршруту трассы Алсиб, аэропорт Магадан 2015.
По прибытии в Сеймчан семья поселились рядом с аэродромом в небольшом деревянном домике, с удобствами на улице. Также рядом жили еще три  семьи с детьми в разных домах.  Всего в близи аэродрома  было не более 10 домов, включая гаражи. Все дома были одноэтажными и деревянными.  За аэродромом высаживали большое поле турнепса, он неплохо рос, мальчишки его ели. Теплиц и подсобных хозяйств  вблизи аэродрома не было.


Аэродром Сеймчан 1944 год.
В школу пацаны ходили, как правило, вместе, да и из школы тоже. В 1944 году стало больше машин и иногда удавалось доехать до школы на попутке. Заблудиться было просто невозможно, так как была практически одна дорога.  Школа была в поселке Сеймчан, до которой было около  1,5 км пути вдоль дороги. В 1943 году это еще была небольшая школа всего на два класса - второй и  четвертый  - и одна учительница для всех ребят. В школу дети ходили при любой погоде, даже когда было за - 55 градусов мороза по Цельсию. Недалеко от аэродрома был Дом Культуры с небольшим залом. Мальчишки редко бывали там, но один раз Лев там выступил перед личным составом авиаполка с чтением стихов Маяковского.


Дом культуры поселок Сеймчан

Примерно в 1944 году в Сеймчане появилось много детей, Лев запомнил одну очень симпатичную девочку, которая  была дочкой управляющего лагерями Ващенко. У нее был велосипед, и Лев его немного освоил. В 1945 году поселок значительно вырос, появилась больница, в которой принимал знаменитый хирург Зверев. К нему приезжали издалека, Лев запомнил, что его посадили по делу Горького А.М.

Отношения между детьми были нормальные, дружеские, летом ходили на речку Сеймчанку, но купаться было неприятно, слишком холодная вода. Одна из особенностей Севера - это белые ночи, но гулять ночью мальчишкам было невозможно, очень мучали комары, без москитной сетки на улице было невозможно ходить. Благодать наступала  в сентябре, когда речка Сеймчанка замерзала, было очень приятно бегать по молодому льду и видеть рыбок  сквозь него.

Школьники на октябрьской демонстрации. Магаданская область

После полуголодного существования в городе  Чкалове, Льва поразило обилие пищи: американская тушенка, красная икра, пельмени, хлеб, иногда даже шоколад из НЗ самолетов. Качество питания и уровень жизни в Сеймчане непрерывно улучшались с 1943 по 1945 годы. Магазинов не было, были пайки, но достаточно полные. Для справки. Во время войны по лендлизу осуществлялись не только поставки техники, но и продовольствия. В частности, на Колыму поставлялась американская тушенка, мука и другие продукты.

Бутерброд с красной икрой.
Неоднократно дети сталкивались с заключенными Дальстроя, которые  вели строительство возле аэродрома: строили дома, пожарную часть и т.п. На летную территорию они не ходили, отношения между ЗК и мальчиками были нормальные, никаких эксцессов или конфликтов Лев не помнит. Охраняли их формально. Днем, на строительство, обычно приходило несколько ЗК  под охраной одного из бывших ЗКа, им всегда очень хотелось поговорить с детьми. Часто ЗКа приходили к дому и предлагали нарубить дров для печки, за услуги мама Льва расплачивалась с ними табачными изделиями. Также мама Льва давала ЗКа папиросы и под будущие работы, обычно они не обманывали и отрабатывали всегда вовремя.


Лагерный оркестр. Поселок Сеймчан, Магаданская область

Около дома, где жил Лев,  строили гостиницу для приема высоких гостей и дипломатов (гостиница сгорела буквально несколько лет назад). В 1944 году гостиницу достроили и там проходили приемы высоких гостей, следующих транзитом в Америку в СССР. Порой при прибытии таких делегаций в Сеймчан жен летчиков привлекали к обслуживанию высоких гостей в качестве обслуживающего персонала. Из рассказа Льва: «…Иногда привлекали наших мам в качестве горничных, но очень редко». Именно на  фоне гостиницы была сделана прощальная фотографии 3 перегоночного авиаполка в 1945 году. Лев посередине фотографии.

Групповая фотография личного состава 3 перегоночного авиаполка трассы Аляска-Сибирь у крыльца гостиницы в посёлке Сеймчан.
В Магадане Лев никогда не был, дом, аэродром и школа -  это был его эпицентр жизни на тот момент. Но детям было известно, что недалеко был какой-то совхоз, где выращивали овощи. Был поселок недалеко от реки Колыма, поскольку оттуда приходили  бензовозы для заправки самолетов. Один раз отец взял Леву с собой в полет. Они летали  на боевом самолете Б-25, который был закреплен за отцом в поселок Берелех, скорее всего, по   воспоминаниям Льва, это было задание по вывозу промышленного золота с приисков.

Впечатление на Льва производила весна. В конце мая очень резко увеличивалась температура, появлялись бурные ручейки, снег за несколько дней исчезал. Все развивалось очень быстро: в воде появлялись тритоны, возникали болота с кочками, практически мгновенно разрастались кусты. Но бывали и казусы. Однажды в июле выпал снег прямо на зеленую траву, но быстро растаял.


Самолет в небе.
Но самое главное в жизни пацана 9-11 лет - это прилеты отца домой. Приходил он поздно вечером,  днем он почти всегда был на службе или в полете, мог улететь в командировку на неделю и больше.  Лев часто бегал на вышку аэдрома  и редко (отец не любил) говорил с ним по радио.

Самое яркое впечатление из военного детства, цитата - «6 ноября 1943 года (в Сеймчане по данным метеонаблюдений в этот день было - 43 градуса мороза по Цельсию, по маршруту движения за - 50)  мы ждали отца, он летел из Якутска на Б-25. Темнело,  стал надвигаться туман. Обстановка в аэропорту очень тревожная, беспрерывно стреляют американскими осветительными ракетами  с бумажными парашютами. В ночи появляется самолет и производит посадку. Позже я расспрашивал отца, он говорил, что спешил, но не успел в светлое время, а кругом горы, ни одного огонька, да и туман. Помогло знание местности - с одной стороны аэродрома сопка, с другой - река Сеймчанка».


Аэродром Сеймчан.
Лев Борисович окончил школу в Москве. Поступил в Московский энергетический институт, закончил его в 1958 году. Поступил в аспирантуру, получил ученую степень - кандидат технических наук, в последствии посвятил свою дальнейшую работу автоматизации системы управления в народном хозяйстве. 35 лет своей жизни посвятил работе в Министерстве промышленности и средств связи. На пенсию вышел в 2009 году, проживает в Московской области. Трудовая жизнь также богата на события, но это уже совсем другая история…


Лев Борисович Фролов.
Большое спасибо за предоставленные фотографии  и воспоминания Фролову  Льву  Борисовичу (сын)   и Фролову Алексею Львовичу.  В подготовке статьи использовались материалы сайта АЛСИБ Сохраненные фотографии и фотографии из социальных сетях.

P.S. У Вас есть фотографии из прошлого Колымского края или Вы готовы поделиться своими воспоминаниями о том как это было, пишите на почту: anton2001_mag@mail.ru.

Добавляйтесь в друзья, можно в facebook, twitter, одноклассники, вконтакте и будете в курсе событий

аляска, сеймчан, история Магаданской области, Фролов Борис Иванович, аэропорт сеймчан, сибирь, война, 1941-1945, 3 пап, аляска-сибирь, великая отечественная война, бессмертноеслово, 9 мая, история, воспоминания, день победы, магадан, 3 перегоночный авиаполк, авиация, магаданская область, алсиб, #бессмертноеслово, комполка, командир 3 перегоночного авиаполка, исторические хроники, вов, истребители

Previous post Next post
Up