В этой главе читатель узнает, как была решена проблема с ботинками, как герои нашей повести спустились к реке Псыш, как они любовались водопадом, как командир группы ездил на базу за кроссовками и как все путешественники дошли до пограничной заставы.
Смотреть предыдущий,
третий день.
Напомню интригу конца первого дня:
"Итак, в конце первого дня мы имели следующее: одна дневка "съедена", у Жени болит ухо, у Дуни болит живот, у Федора порваны ботинки, родителям о выходе на маршрут не сообщили (связи нет), как будем переправляться через Псыш - все еще неизвестно, а что нас ждет на Минге-Кёль-Баши...".
К четвертому дню (13 августа) почти все проблемы были решены. Дневку отыграли назад за счет срезания маршрута: вместо траверса хребта Аркасара простой подъем к Семицветному озеру, что логично - траверс хребта Аркасара
я вычитал в походе одиночки легкохода, который уже прошел к тому времени весь хребет Абишара-Ахуба аж до Загеданских озер, вернулся и начал закладывать петлю по Аркасара и Софийскому хребту.
Ухо Жене пролечили, Дунин живот списали на горняжку, родителям с оказией сообщение передали. Оставалась важная проблема - ботинки, в которых еще дед ходил жена молодая по горам рассекала. Когда мы собирались на поляне Таулу, я прикинул вес новой бобины серого скотча на руке и взял уже начатый. Наполовину начатый.
Надо сказать, что интуиция сильно противилась подобному шагу - но в последние три горных похода до этого сильного расхода скотча не было. И я убрал новую бобину в машину, и взял на мршрут старую. Еще раз скажу - интуиция настолько противилась этому шагу, что я спустя более чем полгода точно помню, как я принимал непротое решение, уговаривая интуицию не бунтовать. Доверяйте интуиции.
Когда порвались ботинки было ясно одно - если я на второй день уеду на Таулу за кросовками - походный темп сорвется, с запланированными сроками пролеттим. В то же время имелась возможность сгонять за кроссовками полсе выхода к реке Псыш. Поэтому мы попробовали ботинки подлечить скотчем. Федор одел ботинки, завязал шнурки и я накрутил столько скотча, что ботинок вовсе можно было не одевать. Сверху утянук еще стропой со стопором.
После этого стало понятно - скотча у меня на второй ремонт просто нет. На стоянке на Семицветном скотч на ботинке акккуратно подрезали так, чтобы с утра легко Федору было легко надеть ботинок, а я расходовал скотч только для коррекции конструкции. На третий день Федор нормально прошел перевал - но по состоянию ботинок и наличию скотча было ясно - за кроссовками надо идти, благо после спуска по реке Белая до поляны Таулу недалеко (и - была надежда, и она оправдалась, - полно транспортной оказии). Ботинки следовало попридержать для возможного восхождения на Минге-Кёль-Баши.
Путь на поляну Таулу выделен красным (на самом деле поляна Таулу немного в стороне, выше по Софии - но это вопрос не принципиальный).
План на день был очень простой. Спуститься вниз, сходить или съездить за кроссовками и скотчем на поляну и вернуться. На переправу был заложен отдельный день, и он еще не был израсходован.
Спуск в долину реки Псыш был незамысловат. Первый переход мы спускались по крутой тропе к большой поляне, около которой все истоки Белой сливаются в одну большую реку. Кстати, эту на тропу при подъме вверх от поляны выйти не очень просто. Попытаюсь объяснить. Посередине поляны посреди пихтовой рощицы протекает ручей с левого (ор) склона. При движении на перевал Ай-Юлю после перехода этого ручья следует сразу прижаться к склону (борту долины) справа по ходу и тропа начнет сначала медленно подниматься по перелому между дном долины (поляна) и бортом долины (склон). Этот путь идет в обход болота, поэтому если при движении по долине вы промахнулись - то тропы будут уводить за болото, а к этому моменту подъемная тропа уже серпантинит склон в лесу и не проглядывается.
При движении вниз тропа теряется после перехода левого ручья на поляне и вновь собирается в конце поляны близко реки Белой у своеобразного каменного портала.
Некоторое время тропа идет вдоль реки, а потом начинает траверсировать склон и входить в лес с могучими пихтами.
Через переход от поляны мы оказались в месте пересечения тропы с ручьем, протекающим по очень крутому склону. В паре мест я детей водил даже за руку - потому что страшно. Мне страшно - задержаться на этом склоне реально нет никакой возможности, если упадешь с тропы, конечно.
А вот какие виды открываются с этого места:
В том месте можно в хорошую погоду сидеть и тихо радоваться окружающими горами и собственной жизни.
Прекрасные снежные горы все ближе. На переднем плане очень "фотогеничная" гора Токмак. Визитная карточка долины реки Псыш.
После перехода через ручей тропа раздваивается - направо уходит очень крутая спусковая тропа к водопаду - но туда не надо. Надо стремиться идти верхней тропой, которая траверсирует левй склон и даже немного выходит в долину реки Псыш (кстати, похожее строение тропы в лесной зоне мы видели
при подъеме на перевал Баритовый - тропа, чтобы обойти сбросы во второстепенной долине выходит траверсом на борт основной долины, и мне кажется я даже понимаю, почему).
Итак, продолжая спуск по верхней тропе мы вышли на конечный участок - спуск серпантином по крутой тропе к реке Белая ниже водопада. Это заняло еще переход, и к двенадцати дня мы были уже внизу.
Я отправился на поляну Таулу, а группа пошла смотреть водопад, который в 100 метрах.
Позировать...
Фоткаться...
А я в это время отправился (прихватив теплую одежду, дождевик, фонарь, кружку-котелок, заварку и ролтон) на стоянку уазов, обрисовал водителям ситуацию и меня взяли с одной группой вниз. Денег не просили, но я все равно дал - бензин то на меня толстого расходовался...
На поляне встретил Маджира, который собирался ехать как раз на водопад. Быстро собрал кроссовки и скотч, поел мантов :--) прикупил пива (дети потом меня ругали - что им ничего не взял), попил чаёк, и вместе с Маджиром отправился назад. В это время уже стояла тяжелая жара, не продохнуть - и я понял, что обернуться пешком до поляны и назад было бы очень тяжело. Кстати, вся долина Псыша вдоль дороги заполнена отдыхающими, одиночками, компаниями, детскими лагерями - в общем народу немало. А куда людям в Ставрополье в летнюю жару еще деваться?
Когда я вернулся - еще обед не был даже готов. Где-то невдалеке прошел дождь и стало более пасмурно.
Мимо шли толпы отдыхающих посмотреть на водопад. А потом, после вкусных мантов с бараниной, мне пришлось доедать за детьми походный рыбный суп.
Ну и купались, конечно. Как без этого.
Отобедали, двинулись с рюкзаками вниз, перешли по бревнышкам разлившуюся и спокойную реку Белую, и, по дороге двинулись вниз. Метров через пятьсот дороге раздваивается - налево к поляне Таулу, направо - к погранзаставе. Еще сто метров - и мы у погранзаставы...
Из следующей главы вы узнаете, как проходят погранзаставу, удалось ли переправиться путешественникам через реку Псыш, что случилось с мостом, и поему люди ночью ходят по кругу с фонариками.