Режиссер Третьего рейха Ганс Штайнхоф: ремесло и пропаганда

Jun 07, 2014 02:05

Оригинал взят у philologist в Режиссер Третьего рейха Ганс Штайнхоф: ремесло и пропаганда
Он был одним из ведущих кинорежиссеров "третьего рейха". И сегодня еще некоторые его фильмы не пригодны для широкого киноэкрана. Но ими занялись киноведы.



Ганс Штайнхоф (Hans Steinhoff) умер в 1945 году при попытке бежать из осажденного Берлина. 20 апреля он попытался покинуть Берлин на одном из последних самолетов, но самолет был сбит зенитным огнем. Все пассажиры погибли.



Ганс Штайнхоф



Штайнхоф родился в 1882 году в саксонской провинции. В качестве кинорежиссера дебютировал в 1921 году. Поначалу он работал в разных жанрах, зарекомендовав себя как надежный и знающий профессионал. Сотрудничал, среди прочих, с Билли Уайлдером, позднее, после эмиграции в США, получившим всемирную известность (в частности, комедией "В джазе только девушки"). Штайнхоф в 1932 году экранизировал сценарий своего тогда еще венского коллеги "Scampolo, ein Kind der Strasse" ("Скамполо, дитя улицы").

Фанат Гитлера без партийного билета

После 1933 года, когда к власти в Германии пришел Гитлер, Штайнхоф стал одним из самых успешных кинематографистов "третьего рейха". Несмотря на это, до сих пор о его жизни мало было известно, лишь отдельные фрагменты его биографии. Некоторые из фильмов Штайнхофа нацистских времен до сих пор значатся в списке картин, показывать которые в Германии разрешено лишь при соблюдении особых условий. В отличие от скандально знаменитого Файта Харлана (Veit Harlan), который снял самый известный пропагандистский фильм нацистов "Еврей Зюс", Штайнхоф долгое время оставался "террой инкогнита" в истории немецкого кино.

Немецкий исторический музей и киноотдел Федерального архива Германии подготовили сейчас ретроспективу фильмов Ганса Штайнхофа, а куратор программы Хорст Клаус (Horst Claus) опубликовал многостраничную биографию режиссера.



Eine Frau ohne Bedeutung

"Штайнхоф был без сомнения пламенным поклонником Гитлера, хотя в НСДАП он никогда не состоял", - рассказывает Хорст Клаус в беседе с Deutsche Welle. По мнению историка, то, что до сих пор писали о Штайнхофе как о человеке и кинорежиссере, не имеет под собой отчасти никаких оснований, это "плод фантазии". "Штайнхоф, судя по всему, был в личной и профессиональной жизни очень скрытным человеком", - подчеркивает Клаус. Тем не менее, о взглядах Штайнхофа можно судить по таким фильмам режиссера, игравшего очень важную роль в пропагандистском аппарате "третьего рейха", как "Квекс из гитлерюгенда" (кадр из него стал заглавной иллюстрацией этой статьи), "Старый и новый король", "Роберт Кох" и других.

Репутация и шедевры

Но как теперь обращаться с фильмами режиссера - особенно, с теми, которые можно показывать только при соблюдении особых условий? Скажем "Квекс из гитлерюгенда" требует серьезного разговора, хотя бы уже потому, что запрет фильма порождает мифы о нем. "Ом Крюгер" был запрещен потому, что это - антибританский пропагандистский фильм, но сегодняшние британцы, как говорит Клаус, над ним просто смеются.



А такие фильмы Штайнхофа, как "Валли-коршун" и "Рембрандт", по словам куратора проекта, относятся к числу шедевров жанров, в которых сняты: хайматфильма и фильма-биографии. Их отсутствие в списках лучших фильмов в этих категориях Клаус объясняет репутацией Штайнхофа: очень многие считает, что все его фильмы поддерживали и пропагандировали нацистский режим.



Кадр из фильма "Валли-коршун"

Ретроспектива и книга показывают, каким сложным и разным был Штайнхоф. Хорст Клаус анализирует жизнь и творчество Штайнхофа не только после 1933 года. Его интересовала и карьера режиссера как создателя "развлекательных фильмов для широкой публики на каждый день". Спасла от полного забвения исследовательская работа куратора и немые фильмы режиссера. Многие из них после реставрации уже были представлены на крупных фестивалях немого кино.



Shiva und die Galgenblume

Но как бы там ни было, когда речь заходит о Гансе Штайнхофе, по крайней мере, в Германии, неизменно возникает вопрос: как следует относиться к творчеству человека, который обладал безусловным художественным мастерством, но исповедовал взгляды, близкие идеологии национал-социализма?

Автор: Йохен Кюртен, Элла Володина
Редактор: Ефим Шуман
www.dw.de

Фильмография Ганса Штайнхофа

1921: Платье делает людей - Kleider machen Leute
1922: Лжедмитрий - Der falsche Dimitri
1923: Inge Larsen
1924: Mensch gegen Mensch
1925: Der Mann, der sich verkauft
1925: Графиня Марица - Gräfin Mariza
1926: Der Herr des Todes
1926: Die Tragödie eines Verlorenen
1926: Schwiegersöhne
1926: Wien - Berlin
1927: Das Frauenhaus von Rio
1927: Die Sandgräfin
1927: Familientag im Hause Prellstein
1928: Angst
1928: Das Spreewaldmädel
1928: Ein Mädel und drei Clowns
1929: Gestörtes Ständchen
1929: Nachtgestalten
1930: Jedem seine Chance
1930: Rosenmontag
1931: Die Faschingsfee
1931: Kopfüber ins Glück
1931: Die Pranke
1931: Der wahre Jakob
1932: Mein Leopold
1932: Scampolo, ein Kind der Straße
1933: Квекс из гитлерюгенда - Hitlerjunge Quex: Ein Film vom Opfergeist der deutschen Jugend
1933: Keine Angst vor Liebe
1933: Liebe muß verstanden sein
1933: Madame ne veut pas d’enfants
1933: Madame wünscht keine Kinder
1933: Mutter und Kind
1933: Un peu d’amour
1934: Freut Euch des Lebens
1934: Die Insel
1934: Le Miroir aux alouettes
1934: Lockvogel
1934: Vers l’abîme
1935: Der alte und der junge König
1935: Der Ammenkönig
1936: Eine Frau ohne Bedeutung
1937: Ein Volksfeind
1938: Пляска на вулкане - Tanz auf dem Vulkan
1938: Gestern und heute
1939: Роберт Кох, победитель смерти - Robert Koch, der Bekämpfer des Todes
1940: Гайервалли - Die Geierwally
1941: Дядюшка Крюгер - Ohm Krüger
1942: Ewiger Rembrandt
1943: Gabriele Dambrone
1944: Мелузина - Melusine
1945: Шива и виселичный цветок - Shiva und die Galgenblume

культура

Previous post Next post
Up