Оригинал взят у
agritura в
Готика. История с географией. Видите окна? Это - типичная "пламенеющая" готика.
Итак, с чего же начать?
Материала столько, что хватит поста на два. Похоже, два и напишу, к концу этого будет видно.
Готика! Само слово загадочное и мрачноватое. Так и видятся страшный горбун между шпилями и черные тени от зловещих химер Нотр-Дам. Однако, как заметили комментаторы к моему посту о
романской архитектуре, мрачность и тяжеловесность, символизирующая темное средневековье, больше присуща романским соборам и замкам; кружевная готика - это, скорее, нечто возвышенное и романтичное, как песнь влюбленного трубадура.
Как же все началось?
Франция. Монастырская церковь аббатства Сен-Дени (1137-1144). Первая готическая постройка. С нее все и началось!
Понятное дело, средневековые зодчие к тому моменту поднакопили опыта. Стало понятно, что удерживать кровлю можно разными способами; есть более эффектные, чем попросту громоздить ее на толстенные стены. Эту проблему решали еще во времена романской архитектуры, когда делали крестовые своды над перекрестом центрального нефа и трансепта. Иногда таким образом оформляли перекрытия в боковых нефах и галереях. Таких «крестиков» стали делать все больше и больше, соединяя их небольшими парусами-пандативами, точки наибольшей нагрузки опирались на узкие колоны, а не на стены, как ранее. Ребра-перекрестья стали называть нервюрами, а подобный свод - крестово-нервюрным (а я думала, что «нервюра» - это я, когда пытаюсь в течение часа накормить сына супом!).
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль
Франция, Альби. Собор Сен-Сессиль, 1282-1512
Таким образом, строители научились распределять нагрузку на множество точек опоры, как бы разделяя вес. Отпала необходимость в монолитных толстых стенах, стало возможным делать большие окна. Со временем промежутки между окнами становились все меньше, их стали разделять совсем узкими кружевными перегородками. Каркас здания, поддерживающий крышу, теперь не был похож на глухую коробку, он более смахивал на скелет.
Франция, Амьен, Собор Нотр-Дам, 1220-1269
Я уже упоминала, что контрфорсы применяли уже в романском строительстве, теперь без них не обходился практически ни один проект. Была изобретена еще одна опорная конструкция, подпирающая сооружение извне - аркбутан, это уже «инновация», характерная именно для готики - похоже на растопыренные клешни краба. Другое изобретение, широко применяемая в готическом строительстве - стрельчатые проемы, которые пришли на смену полуцирулярных романских. Они и в плане нагрузки были боле совершенны, и смотрелись эффектнее, словно стрелки, указывающие вверх. И вообще, вся конструкция собора была словно устремлена ввысь, к божественному Небу.
Франция, Байё, собор Нотр-Дам (11-13 век)
Соборы были теперь похожи на колчан со стрелами, направленными наконечниками вверх. Теперь храмы стали строить огромными, высокими. Попадая внутрь, верующий ощущал благоговейный трепет. Если ранее, в романском храме, вам могло казаться, что вы идете по мрачному подземелью, то в храме готическом вы могли бы представить, что бредете по волшебному лесу.
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225). Огромная 153-метровая башня в 16 веке обвалилась
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)
Франция, Бове, Собор св. Петра (1225)
Новые конструктивные особенности полностью отвечали духовным потребностям того времени. Роль церкви к 12-13 веку возросла необычайно! Отправив воинственные армии на Восток, снаряжая один Крестовый поход за другим, отцы церкви воцарились в Западной Европе; теперь они были сильнее мирских королей! Нужны были новые храмы - похожие на небесные чертоги, а не на мрачные крепости. Это были настоящие Дворцы Господа! Именно такие храмы и стали строить по всей Европе.
Франция. Бурж. Собор св. Стефана. 1192-1390
Франция. Бурж. Собор св. Стефана
Франция. Бурж. Собор св. Стефана
Франция и тогда была законодательницей моды, во всяком случае, моды архитектурной. В Средние века она являлась самым мощным государством Европы. И романских церквей во Франции понастроили больше, чем во всех остальных странах вместе взятых, то же случилось и с готическими. Первый по-настоящему готический собор (ранее уже были смешанные романско-готические) возвели в аббатстве Сен-Дени возле Парижа. Инициатором постройки был всемогущий бенедиктинский аббат Сугерий (Суджер).
Строительство начали в 1137 году, а завершили в 1144 - внушительная скорость, учитывая размеры постройки! Главным строителем был некий Гийом из Санса. Храм имел довольно крупные размеры. Со временем грандиозное сооружение стало самым популярным храмом Франции. Французские короли, не будь дураками, живенько облюбовали его под усыпальницу и ну хоронить там себя и своих родственничков! Всех, буквально всех до последнего там и схоронили!
Часовня Девы в церкви аббатства Сен-Дени
Во Франции соборы нового типа стали расти, как грибы после дождя. Это было время относительного спокойствия и процветания - ни тебе ни чумы, ни голода, ни войны. Один тучный урожай следовал за другим, деньга в церковную казну сыпалась водопадом. За 50 лет на территории одной только Франции возвели более 20 больших соборов.
Строили такие храмы в течении почти 300 лет, а потом опять начались войны и разрухи, готика захирела и обмельчала, а потом и вовсе выродилась. К слову, во Франции этапы ее развития назывались «стрельчатая готика», «лучистая» и «пламенеющая» - по форме декора. Одно время был моден своеобразный орнамент, который называют «рыбий пузырь».
Чуть картиночки посмотрите, и дальше идем.
ЕЩЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ХРАМЫ:
Бордо. Собор св. Андрея
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век
Вандом. Церковь св. Троицы, 12 век
Дьепп. Собор Сен-Жак, 1280
Клермон-Ферран, собор Нотр-Дам, 1248
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век
Кутанс, собор Нотр-Дам, 13 век
Ле-Ман, собор св. Юлиана (смешение романского и готического стилей)
Ле-Ман, собор св. Юлиана
Льеж. Церковь Сен-Ламбер
Мец. Собор Сен-Этьен, 1220-1520
Мец. Собор Сен-Этьен
Мец. Собор Сен-Этьен
Мец. Собор Сен-Этьен
Нуайон
Осер. Собор Сен-Этьен. 1145-1235
Париж. Собор Нотр-Дам, 1163-1345
Пуатье. Собор Сен-Пьер, 1162
Реймс. Нотр-Дам. 1211-1275
Собор Нотр-Дам де Ронде
Руан. Собор Нотр-Дам, 1145
?, но картинка красивая
Страсбург. Собор Нотр-Дам, с 11 века
Тулуза. Церковь Якобинцев
Авьйот. Часовня Резерве
Шалон, собор св. Стефана
Шартр, Собор Нотр-Дам, 1194-1220
Шартр, Собор Нотр-Дам
Идем дальше?
Не отставала и другая Европа. Чуть запоздала Германия. Немцам тоже пришелся по вкусу новый стиль. Сейчас немецкие историки архитектуры утверждают, что устремленные ввысь шпили и башни - архитектурное эхо мистических лесов, которыми густо поросла Германия, и что готика - сама душа Фатерлянда. (Кто бы сомневался? Один из таких вот, годков эдак 75 назад, пытался брататься с Далай-Ламой, называя его чуть ли не немцем. Ведь все, что круто - хоть чуть-чуть, да немецкое!).
Германия. Монастырская церковь в Бад-Доберан, 1368
Тем не менее, с качественным камнем у немцев было не густо и хитрые белокурые бестии стали возводить соборы из кирпича. Правда, без массверково-нервюрных извращений пришлось обойтись, но в целом получалось довольно неплохо и своеобразно. Строили и из камня, там, где удавалось его насобирать. Имперский размах не давал покоя моим почти что землякам давно, второе после французов место их не устраивало и они решили поразить мир гигантоманией. Первым по высоте среди готических соборов стал Ульмский - 161,5 м, вторым - Кёльнский (157 м). Третьим идет Руанский собор во Франции (151), а четвертое место опять у немца - Гамбургский (147) (а потом в 1980-х пришел марокканский король и построил свою
мечеть Хассана в 210 метров, а немцы убилисьапстену!).
Еще смотрим картинки, а потом читаем дальше.
НЕМЕЦКИЕ СОБОРЫ:
Гамбург. Церковь св. Николая. 1335
Дуйсбрург. Церковь св. Сальвадора
Кельн. 1248
Ротвейлер. Крестовоздвиженский собор
Пренцлау. Мариенкирхе
Ульм. 1377
Фрайбург. 1120-1218
Хаина. Монастырь
Херфорд, церковь св. Иоанна
Эрфурт. Кафедральный собор и церковь св. Севера
Эрфурт
Вецлар.
Наумбург
Едем дальше.
Англичане были не менее плодотворны, чем французы: за время существования стиля в Британии было построено около 10 000 церквей и соборов (с дуба упали что ли?! Совсем на "телек" времени не оставили?!).
В Англии готика была своеобразной. Во-первых, англичане не любили закругленные или «граненные» апсиды, у них они встречаются довольно редко. Зато они с лихвой компенсировали эту конструктивную упрощенность другими «архитектурными» излишествами: их соборы изобилуют нагромождениями объемов, сложностью оформления, многочисленностью деталей декора.
Англия. Бристоль. Аббатство св. Августина. 1140
Во-вторых, при всей изощренности и загроможденности, английские строители не далеко ушли от романских предшественников : они не особенно игрались в «каркасные игры», продолжая возводить тяжелые толстые стены. Не отказались они и от обходных галерей-клуатров, которых во французских готических соборах практически не встретишь, только в романских - ну, консервативный они народ, англичане; что с них возьмешь?!
Вустер. 1220-1368
Зодчие не «закидывались» конструктивными изысками, зато вовсю отрывались на украшательстве. Это объясняется тем, что в Англии подобные соборы строились обычно за городской чертой, в загородных монастырях, на фоне живописных пейзажей; у строителей так и чесались руки не просто «вписать» свое творение в пасторальную картинку, но и приукрасить ее. Получалось, к слову, довольно эффектно!
Шотландия. Глазго. Собор Сент-Эндрю
У английской готики было множество направлений, характерных тем или иным видом декора (окон, в основном) - «ланцетовидная» готика, «украшенная» (делится на «геометрическую» и «криволинейную»), «перпендикулярная». Есть такое условное понятие, как «тюдоровская готика» - поздняя британская готика.
Вот, посмотрите еще
АНГЛИЙСКИЕ СОБОРЫ:
Глостер. Бывш. Аббатство св. Петра. 1098-1493
Даремский собор. 1093-1490
Собор в Или, 1090-1536
Йорк, собор Сен-Пол. 1154-1500
Кембридж. Старый готический собор
Кентербери. Собор Сен-Пол
Кентербери
Ливерпульский собор
Личфилдский собор
Личфилдский собор
Нориджский собор
Собор в Питерборо
Собор в Питерборо
Рипон
Солсберийский собор
Сен-Девид
Сифордский собор
Солсберийский собор
Уинчестерский собор
Уэльский собор
Херефордский собор
Шотландия. Храм Ионы (?)
Честерский собор
Эксетерский собор
А еще готику (всякую) принято разделять на раннюю, высокую (зрелую) и позднюю.
И ЕЩЕ СОБОРЫ РАЗНЫХ СТРАН:
Австрия. Вена. Собор св. Стефана
Он же в моем исполнении и в непотребных тряпках
Италия. Милан. Итальянские строители хоть и приняли некоторые готические приемы, но все же упрямо следовали романским традициям монументальности и тектоничности. Миланский собор - один из самых крупных в Европе.
Испания. Валенсия
Испания. Севилья
Чехия. Кутна Гора. Церковь св. Варвары
Чехия. Ольмюц. Церковь св. Маурициуса
Чехия (Моравия). Брно. Собор св. Якова
Чехия. Прага. Собор св. Вита. 1344-1929. Фото моё.
В своем посте я использовала гравюры, картины, иллюстрации из старых путеводителей, найденных в свободном доступе в Сети, так как готических соборов почти не видела, фотографий, соответственно, не имею - парочку всего. Расположила картинки в географически-алфавитном порядке. Следующий мой пост о готической архитектуре более подробно осветит конструктивные особенности стиля. Мы с вами изучим азбуку готики. Если хотите.
Спасибо!
И не переключайте канал!