в дополнение к
Русский философ и богослов Ильин разоблачает советскую власть
http://rus-vopros.livejournal.com/2378957.html Оригинал взят у
ugunskrusts83 в
Муравьи против стрекозТрудно не процитировать эту запись из дневника Владимира Ильина от 8 января 1942 г.
«Позавчера, в сочельник, у о. Александра Киселева одна милая деточка - девочка лет 7-8 прочитала бойко басню "Стрекоза и муравей". Ну, конечно, прежде всего я вспомнил о своей ненаглядной Аленушке. Но потом я к этим мыслям о своей благословенной деточке присоединил еще размышления по поводу самой басни. Муравей - гнусная, злобная сатанинская тварь, заклятая тварь вместе со своим проклятым безрадостным трудом. А стрекоза - бедная артистка, райское создание, обреченная на голод, скитания и мученическую смерть. Но с нею ангел Христов, она - луч Софии, на ней благословение первозданной красоты, бескорыстного служения ей. Она - Freude, schönes Gottesfunken, Tochter aus Elisium <радость, прекрасная искорка Божества, дочь рая. - примечание комментатора>. И в конце концов победит красота, а муравей будет раздавлен, а его проклятая куча сожжена Божиим огнем. Но вот что страшно: издавна, еще во времена старые, хорошие, когда была «дусёр де вивр», нас в школе учили читать эту басню с насмешкой по адресу бедной, гениальной стрекозы и с сочувствием ее бездарному, мрачному палачу - муравью. Это была зараза писаревско-базаровского утилитарного нигилизма, плоды которого мы пожинаем сейчас в полной мере. Наши "левые" муравьи должны это наконец понять, что истребляя стрекоз, выгоняя их на холод и голод, они своими руками и создали современный ужас, от которого сами же и страдают».
Замечаю, что Владимир Ильин мне гораздо ближе и понятней его однофамильца, Ивана. При всей некорректности сравнения этих двух персон (первый специализировался на философии культуры и мистических аспектах христианства, второй - на более «обыденных» вопросах религии и политической публицистике), само собой. В натуре Владимира Николаевича, в его статьях есть какой-то сладкий морок таинственности, а его слог излучается искренностью и наивностью так ярко, что не симпатизировать этому «последнему отпрыску дворянского гнезда» просто некрасиво. Поэтика его статей - пример для подражания. Особенно, если эти статьи косвенно связаны с политикой, как например известное
«Идеологическое возвращенство», отчаянная атака на гуру тогдашних «православных коммунистов» Бердяева. Наследие Вл. Ильина - потерянный рай русского традиционализма, свободный от сменовеховства нынешних уродцев.