Методологическое

Oct 25, 2007 23:51

Прочел вот запись у danuvius. Я все понимаю - люди грамотные, не мне с ними спорить, но какие-то грани должны быть соблюдаемы, чтоб всем уж было действительно ясно, что это люди серьезные и не мне с ними спорить. А то смотришь и оторопь берет: ( Read more... )

методологическое

Leave a comment

romanr October 28 2007, 09:15:15 UTC
По поводу набора цитат, который приводит Успенский, - письмо Златоуста - не подлинное и не может рассматриваться как святоотеч. свидет-во. Цитаты из Иринея и Дамаскина ничего не говорят о сохранении природ после освящения, разве что при большом желании можно там увидеть такой смысл. Единств. святоотеч. цитата, говорящая о сохранении природ- у Феодорита в "Эранисте", но Успенский о ней не знает и не удивительно, ведь он по всей видимости не знал греческого, а это произв-е Феодорита не переведено на русск. (всвязи с этим странно смотрятся его филолгические экскурсы по поводу значения в греч. яз-ке слов метаболейн и метапойен - я больше доверяю в этом вопросе знатокам греческого оо. Асмусу и Козлову). Странно звучит и аргумент, что термин "пресуществление" был принят во время владычества турок над греками, которое сопровождалось упадком богословия, поэтому будто бы серьезно относиться к соборам 17-го века нельзя. Успенский же жил и учился и работал, конечно, в период расцвета богословия, который наступил в СССР, когда дух. академии были разогнаны, а когда были открыты- туда разрешалось принимать только троечников со средним образованием, и вот тогда то Успенский и исправил все многовековые заблуждения...

По поводу святоотеч. цитат - вот что пишет Успенский:

...Кроме того, Дамаскин говорит: “Исаия увидел уголь, но уголь не простое дерево, а соединенное с огнем; так и хлеб общения не просто хлеб, но соединенный с Божеством; Тело же, соединенное с Божеством, не одно естество, но одно, конечно, принадлежит Телу, другое же - соединенному с ним Божеству. Поэтому то и другое вместе - не одно естество, но два” [26]. Литературные параллели этого периода ясны: уголь, соединенный с огнем, - одна параллель. Хлеб, соединенный с Божеством, - вторая параллель. Отсюда следует вывод, что во Христе Тело и Божество - тоже два естества. Итак, св. Иоанн Дамаскин не отрицает существования в евхаристическом хлебе его природы и после его освящения. Он называет этот хлеб соединенным с Божеством и видит в этом аналогию соединению человеческого тела с Божеством в Иисусе Христе. Короче говоря, существованием в евхаристическом хлебе его природы после наития на него Святого Духа Дамаскин утверждает догмат о двух естествах в Богочеловеке [27].

Это яркий пример насилия над святоотеческим текстом и высасывания как из пальца оттуда такого смысла, которого там нет. Дамаскин говорит о соединении хлеба с божеством и далее называет его (хлеб) уже не хлебом, но Телом - где же тут сохранение природы хлеба?? Параллель здесь такая: уголь- огонь, Тело - Божество. А у Успенского получается в Дарах хлеб соединен с Божеством также, как во Христе человеческое тело с Божеством. Но это же получается, что в Св. Дарах тогда есть хлеб (в своей природе), есть Божество, но нет человеческого тела Христа! Это же абсурд.

По освящении хлеб не называется хлебом, но Телом. Смена именования всегда свидетельствует о смене природы. Вот что пишет Дамаскин:
"Опеделение есть краткая речь, означающая ПРИРОДУ подлежащего... Термин есть распространенное имя, а имя есть термин в сжатом виде..." Гл.8. Философские главы.
"...виды не могут принимать определения друг друга: например, тело не принимает определения бестелесного, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека..." Гл. 10

Reply

anton_yu_b October 28 2007, 10:57:14 UTC
Роман, чтобы говорить о насилии над текстом - надо это насилие показывать, показывать ясно и убедительно. Я не понимаю - зачем вместе с точкой зрения оппонентов Осипова ты перенимаешь и их стиль ("туда разрешалось принимать только троечников со средним образованием, и вот тогда то Успенский и исправил все многовековые заблуждения" - когда твой авторитет в науке будет сопоставим, а "троечность" Успенского однозначна, тогда еще как-то появится основание слышать от тебя такое, а до той поры, сдается мне, лучше Дунаеву особо не уподобляться, да и потом особо не стоит).

Покажи, пожалуйста - как можно не видеть в словах "хлеб общения не просто хлеб, но соединенный с Божеством", что хлеб "не просто хлеб", но все же хлеб? Вот слова "уже не хлеб" вполне можно было бы понимать как "уже не просто хлеб" в логике дополнительности (в диалектике неслитности-нераздельности), а вот слова "не просто хлеб" все же ясно говорят, что не просто, но хлеб. Если ты утверждаешь, что это не так, то покажи, как именно это "не так" можно увидеть без насилия над текстом. Далее, покажи на каком основании ты однозначно утверждаешь, что слово "тело" далее относится именно к хлебу? Почему ты полагаешь, что отнесение его к человеческой природе Христа менее правомерно? Нетрадиционность такого обозначения человеческой природы? Но это контекстное именование, и оно вполне допустимо именно в стилевом подчеркивании двух примеров по аналогии. Почему ты полагаешь, что нельзя относить "то и другое" именно к двум элементам аналогии - "хлебу и Божеству" и "Телу и Божеству", где первое употребления слова "Божество" говорит о двух природах во Христе, а второе - об одной? Такое прочтение, как одно из возможных при игнорировании слов "не просто", вполне определяется именно неигнорированием этих исходных слов. Я привел пример, что так читал не только Успенский, но и, скажем, Флоровский.

Про цитату из св. Иринея мне тоже тебя понять сложно. "после призывания над ним Бога, не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей - из земного и небесного". Здесь то же самое - "не есть уже обыкновенный хлеб" вполне означает, что все же хлеб, пусть и необыкновенный. А земное в нем - это о чем? О внешнем образе что ли (я уже отмечал, что без дополнительных пояснений эти слова никак не соотносимы с терминами и понятиями традиционного разговора о природе, ипостасях и т.д.)? Разве такое прочтение здесь чем-то может быть обусловлено, кроме желания так прочитать?

Насчет твоего желания сменой имени объяснить смену природы еще раз повторю то, что говорил тебе вчера - есть регулярные и нерегулярные употребления понятий и терминов. Цитированное тобой из Дамаскина относится к регулярным отношениям природы и ипостаси. Присутствие Христа в Дарах явно не попадает в эту регулярность и о нем надо говорить иначе. И если здесь мы уже выходим в нерегулярность, то не надо привлекать регулярные употребления терминов как аргумент. Не думаю, что тебе удастся аккуратно сказать, разговор о какой природе предполагается словом "Тело". Сдается мне, что здесь придется говорить об общей человеческой природе и много чем еще в этом ключе.

Reply

romanr October 28 2007, 14:34:32 UTC
"первое употребления слова "Божество" говорит о двух природах во Христе, " - тоже "нерегулярное употребление понятия"? Таким способом можно обосновать все что угодно, все списать на нерегулярное употребление. А Боговоплощение что - регулярное явление? Однако оно описывается четкими терминами.

Reply

anton_yu_b October 28 2007, 14:43:22 UTC
Ну при чем же здесь "таким образом"? Вовсе нет, это не основа рассуждения (да и выразился я, пожалуй, не очень удачно), ключевые моменты иные, ты пока на них не ответил. А насчет Боговоплощения - дело не в регулярности явления, а в регулярности терминологии. Классическая, в ее употребления для описания, не подходила, Отцы разработали ту, что позволила описывать регулярно.

Reply

romanr October 29 2007, 08:37:49 UTC
Но почему ты вдруг решил, что терминология, разработанная отцами для описания таинства боговоплощения не подходит для описания Евхаристии, которое и стало возможным только благодаря боговоплощению, а не есть какое-то иное более высокое таинство? Это выше моего понимания. Если мы не можем здесь использовать традиционную терминологию в ее нормальном смысле (в котором ее использовали и отцы как это отражено у Дамаскина)то мы тогда не можем говорить и о сохранении природы хлеба и вообще не можем употреблять термин "природа" и т.д.

Неправда, что этот вопрос находится вне церковного предания, есть много текстов, подобных этому:
из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова. Святитель цитирует один из древних Патериков: некий «Скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! Мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Мы веруем, что Хлеб есть самое Тело Христово, а в Чаше - самая Кровь Христова, - отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть Телом, но так как Господь сказал о Хлебе: сие есть Тело Мое, то мы веруем, что Хлеб есть истинное Тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамереннному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия... По прошествии недели они пришли в церковь... и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить Хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножем в руке, заклал Младенца; кровь из него излил в Чашу. Когда иеромонах преломлял Хлеб, - Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Таин, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что Хлеб есть Тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось Хлебом по обычаю Таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Тело Свое видом хлеба, а Кровь видом вина». Эта цитата приобретает особую значимость, если мы вспомним, с какой осторожностью святитель Игнатий относился к всевозможным видениям. Если здесь он отказался от своей обычной недоверчивости к тому, что можно было бы счесть «прелестью», то он имел очень важные к тому побуждения. И он даже не удовольствовался тем, что включил в составленный им Отечник то, что при нежелании он мог бы и не включать, но еще и добавил аналогичное свидетельство из современной ему церковной жизни: «Дмитрий Александрович Шепелев... воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, - он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанныя ему Святыя Тайны» (Отечник. Брюссель, 1963. С. 52-53 [репринт 4-го изд.]).

Reply

Может быть, немного посерьезней попробуем? anton_yu_b October 29 2007, 17:39:00 UTC
Потому что эта терминология разработана именно для Воплощения и применимость в иных случаях надо показывать. Не все, что связано с воплощением даже причинно имеет возможность описания в этой терминологии. Иконопочитание тоже связано с Воплощением, но для опровержения иконоборчества потребовался свой концептуальный аппарат. О сохранении природы как раз говорить на основании цитат можно, другой вопрос, что не все логические следствия в этом языке из такого сказания могут быть описаны, да и выбор нужного следствия этим языком не определен. Но это пока еще не та проблема, которой мы в нашем разговоре коснулись.

Роман, не надо приводить мне примеры, которые никакой аргументационой силой не обладают. Если кто-то протестует против мнения, что хлеб - образ Тела, то это не значит, что протестует он против мнения о сохранении природы - и смысл слова "образ" здесь надо пояснять и обосновывать и много что еще (Осипов ни о каком образе не говорил, а с тем, что "Хлеб есть истинное Тело Христово", не спорил).

Пример же с видением (непонятной степени агиографичности, но я готов признать его и вполне реальным)говорит лишь о реальности Тела и Крови, но никак не обосновывает устранения природы хлеба и вина. я вообще, немного удивлен, что ты это приводишь в качестве аргументов, в то время как то, что обозначено ключевым вопросом, тобой никак не прокомментировано.

Reply

Re: Может быть, немного посерьезней попробуем? romanr October 29 2007, 20:54:05 UTC
А посерьезней не получается, пот. что это уже не терминология, а полный поизвол: черное называю белым, хотя оно на самом деле черное, а почему? да потому что это тайна (потому что мне так захотелось)... На этой стадии дальнейший разговор теряет смысл...

Reply

Re: Может быть, немного посерьезней попробуем? anton_yu_b October 29 2007, 20:57:59 UTC
Ну пока разговор прекращаешь ты, а не я, поэтому и произвол - он с твоей стороны, я не пресекал пока пониманий утверждением тайны (хоть и понимаю, что и это в любой позиции по отношении к спору неизбежно).

Reply

romanr October 28 2007, 14:36:56 UTC
А по поводу стиля - я лишь повторил "аргумент" Успенского, только наоборот.

Reply

anton_yu_b October 28 2007, 16:45:37 UTC
Еще к набору: "Хлеб этот для тех, которые не возносились над чувственным, является простым хлебом, хотя таинственно он есть свет невместимый и неприступный" (преп. Симеон Новый Богослов, Слово 41).

Reply

romanr October 29 2007, 20:47:18 UTC
О сохранении сущности хлеба и эта цитата прямо ничего не говорит.

Reply

anton_yu_b October 29 2007, 20:49:45 UTC
Ну о "является простым хлебом" вполне можно настаивать, что о сохранении природы это говорит. Здесь "не говорит" надо расшифровывать, а не просто утверждать. Разве нет?

Reply

romanr October 29 2007, 20:57:40 UTC
Не говорит, пот.что эту фразу надо читать в контексте - для недостойных причастия таинство является простым хлебом в том смысле, что они не воспринимают его обоживающего действия из-за свое неспособности его вместить

Reply

anton_yu_b October 29 2007, 21:01:01 UTC
И как этот контекст дает для "видимость хлеба" большую предпочтительность, чем "явленность хлеба"? (при том, что эта самая "видимость" пока является (при всей множественности моих замечаний) словоупотреблением без нормальных аналогий к аппарату, развитому у Дамаскина, скажем).

Reply

romanr October 30 2007, 12:14:51 UTC
Строгих аналогий к аппарату Дамаскина нет пот. что это не догматичекое исповедание, а проповедь, где допускается более свободное словоупотребление.

Большей предпочтительности для "явленности" хлеба здесь тоже нет, поэтому эта цитата не может быть доказательством. Кроме того здесь надо посмотреть греч. оригинал, пот. что св. Феофан довольно свободно (далеко не дословно) переводил с новогреческого перевода оригинального текста.

Reply

anton_yu_b October 30 2007, 16:39:57 UTC
Греческий текст, конечно же, всегда хорошо посмотреть. Я не собираюсь видеть в этом отрывке аргументационную силу, подобную иным рассматривавшимся словам, однако я никак не могу понять тебя, когда ты фразу "является для них хлебом" читаешь как "воспринимается ими как хлеб". Контекст, в котором так можно прочесть - это никак не контекст фразы, а контекст твоих априорных установок. И та самая пресловутая "видимость" - это разумеется не у преп. Симеона, а в твоем прочтении. Точно это слово ты не употреблял, но для сформулированной тобой воспринимаемости это вполне корректное описание.

Reply


Leave a comment

Up