Почему европейцы не могут победить?

May 17, 2024 08:40



В новой книге ливанского экономиста Фади Лама «Почему Запад не может победить?» описывается господство европейцев, но отмечается, что неолиберализм стал причиной сокращения возможностей военно-промышленного комплекса США, который отстал от России по баллистическим ракетам и системам противоракетной обороны. Хотя международные эксперты и политологи продолжают повторять фразы об «абсолютной гегемонии Запада», а СМИ не отказываются от пропаганды «западного превосходства», книга «Почему Запад не может победить?» научно-обоснованно показывает, что европейская колонизация не может победить ни в одной современной войне.

В своей книге Лама не отрицает европейский контроль над миром, он разбирает это в главах, посвящённых объяснению истории колонизации, и делает вывод, что сегодня европейцы не могут сохранить своё господство и победить такие страны как Россия, Иран и Китай. Эта книга не только ставит этот непривычный и смелый вопрос, но и без устаревшей косности рассматривает прошлое, объясняет настоящее, и прогнозирует будущее. Примечательно, что автор начал работу над своим исследованием, желая предсказать судьбу собственного экономического проекта, для чего начал изучать политические, экономические, исторические и культурные аспекты современных событий.

На основе статистических таблиц и графиков Фади Лама выводит зависимость между валовым продуктом и населением: например, если какая-либо страна или блок стран обладает 80% мирового производительного населения, то они производят 80% мирового валового продукта. Автор отмечает, что эта естественная историческая зависимость была нарушена с началом колониализма. В 1500 году население Азии, Африки и Латинской Америки составляло около 80% от общемирового, и они производили около 80% валового продукта или богатства. К 1820 году ситуация сильно изменилась, колониализм создал дисбаланс между размером населения и богатством, которым они могут пользоваться, колониальные страны могли высасывать ресурсы завоеванных стран в своих интересах. Этот дисбаланс достиг своего пика во время Второй мировой войны, когда европейцы составляли 30% мирового населения и имели 60% валового продукта.

После войны колониальные страны попытались сохранить этот дисбаланс с помощью новых инструментов, отличных от традиций старого колониализма. Выделились два главных направления: первое - навязывание колониям дискриминационной конституции перед официальным уходом колонизаторов, второе - Бреттон-Вудская система, которая навязывала зависимым странам финансовый режим, приносящий прибыль европейцам. Различие между «независимыми» и «полунезависимыми» странами определялось использованием этих методов сохранения зависимости. В качестве примеров, Фади Лама приводит Китай и Индию. Более независимый Китай имел конституцию и централизованную систему, которые были созданы им самим, и были более приспособлены к традициям общества, а финансовая система была независима от Бреттон-Вудской системы. В Индии существовала английская конституция, а финансовая система подчинялась диктату Бреттон-Вудской системы. Таким образом, только государства, которые завоевали независимость через революции и войны, могли добиться реальной независимости.

На протяжении всей книги Лама высказывает недоверие к европейской статистике ВВП. Он пишет, что данные, распространяемые европейскими финансовыми учреждениями, искажают реальное положение вещей, например, делая российскую экономику более или менее сопоставимой с итальянской. Но эта статистика вводит в заблуждение, потому что включение ничего не производящего сектора услуг в общий объём валового продукта не имеет смысла при сравнении экономик. Из такой статистики выходит, что проституция и наркоторговля, которые входят в ВВП европейских стран, имеют такое же значение, что и промышленное производство. Лама отмечает, что при расчёте валового продукта нужно учитывать только производство реальных товаров, поскольку сильная экономика - только та, что производит необходимые товары, а не услуги. С этой точки зрения, Восток опережает Запад с долей 62% от общемирового ВВП в 2016 году.

В книге «Почему Запад не может победить?» подробно описана длинная история власти капитала. В ней, например, отмечается, что с V по XV век господствующей силой обладала папская власть, которая контролировала все сферы европейской жизни, определяя способы получения, накопления и распределения капитала. Затем эта власть от пап перешла к монархам, а позже к парламентам. Капитал стал мобильнее и активнее в так называемых «свободных», «демократических» - капиталистических странах. Но в более современных социалистических странах перемещение капитала снова было ограничено. В Китае можно стать богатым бизнесменом, но накопление богатства там ограничено законами, и само богатство не предоставляет права влиять на политику. Джек Ма (основатель Alibaba) не может влиять на политику КНР, как Илон Маск и Джефф Безос влияют на политику США.

Лама называет 1973 год точкой перелома, которая разделила эпохи капитализма и неолиберализма. После этого перелома власть финансистов резко выросла за счёт промышленников. Финансовый сектор - биржи, агентства по ценообразованию, оценочные фирмы, банки, инвестиционные фонды и другие учреждения - контролируют весь мир, заставляя политиков принимать решения, которые удовлетворяют его интересам, но наносят ущерб народам и государствам, как в современных Европе и Северной Америке. Отказавшись от привязки доллара к золоту, и введя вместо этого нефтедоллар, который контролировал торговлю нефтью, США смогли компенсировать дефицит своего торгового баланса. Лама отвечает на очевидный, но редко поднимаемый вопрос: почему мировая экономика контролируется страной, которая страдает от дефицита торгового баланса? Для объяснения этого дефективного положения Лама описывает механизмы использования доллара в мировой торговле.

В книге «Почему Запад не может победить?» говорится, что неолиберализм нанёс огромный ущерб Северной Америке и Европе. Из-за усиления финансовых учреждений снизилась конкурентоспособность промышленных секторов США и ЕС, которые сильно отстали от азиатских и латиноамериканских стран в сфере производства. Лама также отмечает, что неолиберализм подорвал не только промышленность, но и военный потенциал европейских стран. Те же США отстали от России по производству баллистических ракет и систем противоракетной обороны. Лама отмечает, что всё европейское оружие, массово сваливаемое на Украину, не оказало какого-либо существенного влияния на ход войны. Тем не менее, европейцы продолжают усиленно распространять пропаганду о своей военной мощи, сформировав своего рода «виртуальную реальность», в которой живут СМИ ЕС и США.

Россия, Иран и Китай всё смелее и эффективнее противостоят США и ЕС в военной, промышленной и экономической сферах. Эти восточные страны отлично понимают, что иллюзии о могуществе Запада всё глубже и глубже погружаются в трясину иллюзий. В своей книге «Почему Запад не может победить?» Фади Лама описывает увеличение возможностей этих стран, которые развивают энергетику, альтернативные финансовые системы, производственную базу, вооружение, самодостаточность. Европейское господство сдувается на глазах, и поэтому США и ЕС всё чаще прибегают к терроризму и войнам. А Россия, Иран и Китай обладают достаточным потенциалом для разоблачения глобальной веры в европейское превосходство.

Источник: محمد فرج, لماذا لا يستطيع الغرب أن ينتصر, annabaa.org, 01.01.2024.

Ливан, Китай, История, коррупция, демократия, неолиберализм, Россия, империя, идеи, Ирак, Англия, Иран, война, культура, США

Previous post Next post
Up