Наступил ли конец французского неоколониализма в Африке?

Oct 11, 2023 07:23



Президент Организации народов Западной Африки Тойо Ноудженоум говорит, что это чувство особенно сильно в Центральной Африке, но распространяется по всей Африке. В малийском городе Бамако 16 сентября правительства Буркина-Фасо, Мали и Нигера организовали Альянс государств Сахеля (АГС). Полковник Ассими Гойта, стоящий во главе переходного правительства Мали, сказал, что Хартия Липтако-Гурмы, которая создала АГС, приступила к формированию «архитектуры коллективной обороны и взаимопомощи на благо нашего народа». Мечта о таком региональном сотрудничестве родилась ещё в последние дни французского колониального господства. В 1958-1963 годах Гана и Гвинея входили в состав Союза африканских государств, который должен был стать фундаментом для широкого панафриканского единства. Мали также входила в состав этого союза в 1961-1963 годах.

В последние годы эти три страны, как и другие страны региона, включая Нигер, столкнулись с одинаковыми проблемами, особенно с ростом терроризма после развязывания НАТО войны с Ливией в 2011 году. Народное недовольство французами настолько усилилось, что в Африке произошло семь переворотов (два в Буркина-Фасо, два в Мали, один в Гвинее, один в Нигере и один в Габоне), не считая массовых демонстраций во множестве стран от Алжира до Конго. Глубина разочарования французами такова, что их войска изгоняются из многих африканских стран. Мали лишила французский язык статуса официального, а французский посол в Нигере, по мнению Макрона, стал «заложником». Но ясно лишь одно - народы глубоко возмущены поведением Франции в регионе.

Президент Организации народов Западной Африки Тойо Ноудженоум объяснил причину роста антифранцузских настроений в Африке - французский колониализм продолжает свою эксплуатацию. Франция прячет богатства своих бывших колоний в банке Banque de France в Париже. В рамках французской политики сохраняются колониальные военные базы от Джибути до Сенегала, и от Берега Слоновой Кости до Габона. «Из всех бывших колониальных держав в Африке», - сказал Ноудженоум, - «именно Франция более 60 раз вторгалась с использованием военной силы, чтобы свергать законные правительства, например в Мали в 1968 году, и убивать патриотических лидеров, например Феликса Ролана Мумие в 1960 году и Эрнеста Уандье в 1971 году в Камеруне, Сильвануса Олимпио в 1963 году в Того, Томаса Санкара в 1987 году в Буркина-Фасо и многих других». В 1997-2002 годах, при правлении Жака Ширака, Франция 33 раза использовала армию для вторжений в африканские страны. Для сравнения, в 1962-1995 годах французская армия только 19 раз вторгалась в африканские страны. Франция никогда не отказывалась от своего колониального правления.

Два события последнего десятилетия «сломали спину верблюду»: натовская война с Ливией, в развязывании которой Франция приняла активное участие в марте 2011 года, а также французская интервенция с целью свержения президента Берега Слоновой Кости Лорана Гбагбо в апреле 2011 года. «Все последующие годы эти события способствовали усилению антифранцузских настроений, особенно среди молодёжи», - сказал Ноудженоум. - «И эти настроения распространились не только в Сахеле, но во всей франкоязычной Африке. Хотя в Сахеле они проявляются наиболее сильно, они заметны по всей Африке».

Массовые протесты против французских войск проходят сейчас во всех бывших французских колониях в Африке. Эти гражданские протесты не смогли привести к прямой передаче власти потому, что политический аппарат в этих странах развращён французской клептократией. Примерами тому является семья Бонго, которая правила Габоном с 1967 до 2023 года, распродавая национальные нефтяные богатства. В 2009 года Омар Бонго умер, и французский политик Ева Жоли признала, что он правил в интересах Франции, а не своего народа. Из-за французских репрессий в этих странах профсоюзы, крестьянские организации и левые партии не смогли превратить антифранцузские настроения во что-то существенное, хотя и усилили своё влияние.

В 2013 году Франция вторглась в Мали под предлогом контроля ультраправых группировок, которые она создала во время нападения на Ливию в 2011 году. Эти группировки захватили половину территории Мали, а в 2015 году расширили своё влияние на Буркина-Фасо. Франция ввела свои войска, но сама не воевала, а просто сталкивала друг с другом африканские народы под лозунгом борьбы с терроризмом, созданным после разрушения Ливии. Из-за этого все местные военные стали ненавидеть французов, и в армии начался рост патриотических настроений. Именно поэтому военные патриоты восстали против колониального правления и свергли французскую марионетку.

После переворота в Нигере европейцы решили использовать марионеточные войска Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭСЗАГ), но африканские военные отказались от этого. По всему региону стихийно создаются комитеты солидарности, чтобы защитить народ Нигера от иностранной интервенции. Президент Нигерии Бола Ахмед Тинубу был вынужден официально отказаться от крестового похода ЭСЗАГ, так как Конгресс Нигерии выступил против него, а на улицах прошли массовые демонстрации против войны с соседями.

Народ Нигера ясно выразил свою готовность сопротивляться любому военному вторжению, а Буркина-Фасо и Мали пообещали защитить Нигер от иностранных нападений. АГС - продукт этой солидарности. Но это не просто оборонительный союз. На церемонии подписания этого договора министр обороны Мали Абдулай Диоп сказал, что «этот альянс будет представлять собой сочетание военных и экономических взаимодействий трёх стран». Он основывается на соглашении, подписанном в феврале 2023 года между Буркина-Фасо, Гвинеей и Мали, о сотрудничестве в сфере топлива, электроэнергетики, транспорта, добычи полезных ископаемых, сельского хозяйства и торговли. Смогут ли эти страны разработать экономическую программу, которая будет удовлетворять интересам их народов, а значит защищать их от французской агрессии, ещё только предстоит увидеть.

Источник: IS THIS THE END OF FRENCH NEO-COLONIALISM IN AFRICA?, Zoe Alexandra and Vijay Prashad, People's Dispatch, popularresistance.org, September 23, 2023.

демократия, Гвинея, империя, протесты, Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Ливия, Габон, Франция, война, США

Previous post Next post
Up