Нападение империализма на Ливию и всю Африку.

Aug 02, 2023 08:30



Ливия - пример последствий терроризма, развязанного против африканских народов империалистами США и НАТО. Через 12 лет после разрушения ливийского государства, ливийцы продолжают страдать от санкций, которые опустошают их страну. День освобождения Африки, несмотря на свой праздничный статус, напоминает нам о борьбе африканцев против рабства, колониализма и империализма, и сегодня он вновь заставляет нас задуматься, как победить современный империализм. Мы должны понять, как действует современный империализм, и как его последствия отражаются на жизни Африки.

Империализм против Ливии.

Ливия, расположенная в Северной Африке, как и многие африканские страны богата природными ресурсами. Эти ресурсы были недоступны для народа даже после обретения страной независимости в 1951 году, и ливийское правительство продолжало просить помощи у Запада в обмен на льготные нефтяные контракты и строительство военной базы НАТО в столичном городе Триполи. В 1969 году Ливийский совет революционного командования сверг монархию и приступил к реализации национального проекта развития, который был разработан в духе панарабизма: национализация природных ресурсов, закрытие всех иностранных военных баз и социалистическая ориентация государственного строительства. Это привело к росту индекса человеческого развития, благодаря расширению доступа к государственному образованию, здравоохранению и другим социальным услугам.

Геноцид, проведённый в Ливии фашистским итальянским режимом, резко сократил население страны, богатой земельными и нефтяными ресурсами. В такой социально-экономической ситуации революционное правительство расширяло социалистический проект и национально-освободительное движение на другие страны, помогая Северной Ирландии, Южной Африке, Никарагуа и Палестине бороться с империализмом. Из-за изгнания иностранных войск, национализации природных ресурсов и столкновения с Западом на территориях, где последний поддерживает террористов и реакционные режимы (например: Аль-Каиду в Афганистане или режимы апартеида ЮАР и Израиля), Ливия столкнулась с разрушительными санкциями, которые должны были вызвать внутреннюю дестабилизацию и недовольство руководством страны.

Либеральная пропаганда делает вид, что ухудшение жизни народов - это только побочное следствие санкций, но эти коллективные наказания направлены в первую очередь против населения. Антиливийские санкции нанесли ущерб национальной валюте, авиационному и медицинскому секторам, а также образованию. Например, когда Ливии требовалось купить лекарства и медицинское оборудование, ей приходилось расплачиваться долларами. А поскольку банковские платежи контролируются США, они не работают. Ливийскому государству приходилось действовать через посредников, которые тайно заключали многосторонние сделки, которые увеличивали цену покупки, заставляя государство платить почти в пять раз больше первоначальной цены.

Невозможность импортировать запчасти для самолётов подорвала авиационный сектор. Санкции разрушили гражданскую авиацию. От санкций пострадали и запчасти для печатных станков, помешав Ливии печатать собственные учебники, и заставив её импортировать их из-за границы, что привело к дополнительному истощению валютных резервов. Европейцы запретили ливийским студентам учиться в других странах, и особенно - изучать определённые предметы, которые США считают национальной угрозой для себя. Изоляция ливийского государства в 1980-90-х годах подтолкнула его к укреплению своей африканской ориентации, и 9 сентября 1999 года в Сирте был создан Африканский союз. В последующие годы Ливия заключила сделку об отмене программы создания химического оружия в обмен на сокращение санкций.

Империализм и однополярность.

Несмотря на присоединение к западному рынку, ливийское государство продолжало придерживаться своей освободительной ориентации в отношении национального развития в сотрудничестве с другими развивающимися странами. Ливия разработала различные инвестиционные проекты в Африке. Для развития национальной инфраструктуры и вооружённых сил Ливия заключала соглашения не с США, Британией и Францией, а с развивающимися странами. После подписания с Россией и Китаем договора о строительстве железной дороги в Ливии из посольства США утек документ 2008 года, в котором говорится: «Тот факт, что опытная и богатая компания Bechtel не смогла заключить контракт, служит предостережением для многих американских и западных компаний, которые стремятся выйти на бурно развивающийся ливийский рынок». Для них независимое ливийское государство, использующее свои ресурсы для бегства из империалистического лагеря, является угрозой колониальному режиму.

Империалистический вопрос остаётся очень важным в XXI веке. Империализм - не просто популярный лозунг, произносимый развивающимися странами, чтобы заручиться поддержкой, и он не касается пограничных споров. Империализм - финансовое явление, которое сохраняет отношения зависимости периферии, экспортирующей сырьё, из которого метрополия создаёт дорогие потребительские товары, в процессе чего прибавочная стоимость узурпируется метрополией, стремящейся сохранить зависимость периферии всеми возможными средствами, включая военные. Иными словами, это означает глобальную монополию в виде либерального международного порядка с единой валютой и империалистическими войнами.

Империализм продолжает существовать. Благодаря работе Джулиана Ассанжа и Wikileaks, из электронных писем Хиллари Клинтон все знают о планировании разрушения ливийского государства. Причина этого - ливийские инвестиции в панафриканскую валюту, которая должна быть обеспечена африканским золотом, превратившись в альтернативу доллару США и французскому франку. Электронные письма Хиллари Клинтон показали, что империалисты нацелены на разрушение развивающихся национальных государств, чтобы получить привилегированный доступ к их ресурсам. В данном случае Франция хотела усилить своё влияние в Северной Африке, предоставить французской армии возможности восстановить свои позиции в мире и подорвать стремление ливийского правительства вытеснить Францию с господствующих позиций в Африке.

Ливия и Африка после натовского нападения.

Хотя в 2011 году империалисты заявляли, что антиливийские санкции направлены только против «режима» за «геноцид собственного народа», они продолжают разрушать жизнь ливийцев до сих пор. Международные контракты невозможно заключать, а замороженные активы Ливийского инвестиционного фонда разграбляются и распродаются по дешёвке. Войска НАТО продолжают воевать на юге Сахары. ЕС назвал Африку своим южным задним двором, копируя доктрину Монро в Латинской Америке. На иностранных военных базах в Ливии находятся более 20 тыс. солдат. Зона действия AFRICOM расширилась с двух стран в 2011 году до почти 50 стран в 2023 году. И за тот же период резко расширилась террористическая активность в африканских странах.

Нужно помнить, что все действия AFRICOM обусловлены экспансионистской военной политикой США, направленной на покорение всего континента. Об этом свидетельствует и история с Алексом Саабом. Этот гражданин Колумбии переправлял помощь из Южной Африки в Венесуэлу через Иран, чтобы обойти санкции. За это США похитили его в Кабо-Верде. И это не единичный случай. Например, ливийские боевики похитили ливийского гражданина Масуда Абу Аджила Аль-Марими и продали его военным США для суда под предлогом взрыва в Локерби в 1988 году. Вообще, в Ливии и других африканских странах есть множество свидетельств западных преступлений. Разрушение Ливии - не единственная цель натовской экспансии в Африке. После накачки Ливии тоннами оружия в 2011 году ради убийства Каддафи, это оружие растеклось по всем государствам Сахары, где усилилась нестабильность.

События в Судане тесно связаны с империализмом. В 2011 году тогдашний суданский президент Омар Аль-Башир был объявлен в розыск Международным уголовным судом, но США и НАТО использовали его для контрабанды оружия через суданско-ливийскую границу террористам, которые воевали против ливийцев. Кроме поставок оружия террористам, НАТО поддерживало беглого ливийского генерала Халифу Хафтара, который ранее сотрудничал с ЦРУ, а теперь командует повстанческой ливийской армией. Когда он хотел захватить Триполи в 2019 году, Судан переправил Хафтару оружие и наёмников, купленных на деньги ОАЭ. Но он потерпел поражение, потому что встал на пути у Италии и Турции, которые поддерживали правительство в Триполи. Сейчас Хафтар принимает участие в суданском конфликте. Это только подчёркивает, что разрушение одной страны может иметь негативные последствия для всего региона.

В Ливии больше нет аппарата национальной безопасности, который может действовать независимо от иностранного вмешательства. Влиятельные террористы занимаются контрабандой и торговлей людьми, за что получают финансирование из ЕС. С одной стороны, ООН объявила о наложении на них санкций, а с другой стороны, ЕС включает их в свою программу Frontex, которая направлена на борьбу с мигрантами. Это свидетельство вовлечения империализмом периферийных стран в свою орбиту на основе зависимых отношений.

Таково воздействие империализма на Ливию и весь африканский континент. Уроки истории имеют решающее значение для любого подлинного движения освобождения. Настало время двигаться к многополярности, которая будет сдерживать господство США, развивая альтернативный мир вне границ однополярности. «Нельзя осуществить фундаментальные перемены без определённой доли безумия. В данном случае, это исходит из нонконформизма, мужества в отвержении старых шаблонов, смелом изобретении будущего. Нам необходимы безумцы вчерашнего дня, чтобы мы могли действовать с предельной ясностью. Я хочу быть одним из таких безумцев. Мы должны смело изобретать будущее», - сказал Томас Санкара.

Источник: Centering Imperialism in Libya: Implications for the African Continent, Essam Elkorghli, blackagendareport.com, May 31, 2023.

банки, История, преступность, демократия, Судан, империя, геноцид, Италия, Ливия, Англия, Франция, война, терроризм, США

Previous post Next post
Up