Интервенции и оккупации виновны к кризисе на Гаити.

Sep 30, 2021 14:35



Новые призывы к иностранной интервенции на Гаити прозвучали вскоре после убийства гаитянского президента Жовенеля Моиза в Порт-о-Пренсе 7 июля. Интервенция оправдывалась заявлением, что смерть Моиза создала вакуум политической власти, который толкает Гаити в водоворот хаоса и анархии, названный Guardian «новой эрой насилия». Якобы, только интервенция США и их международных партнёров может спасти беспокойную республику от неизбежного кризиса.

Но по общему мнению, прогнозы СМИ о погружении Гаити в варварство после убийства Моиза не сбылись. Несмотря на это, призывы к иностранной интервенции не прекращаются. Эти призывы игнорируют два очень важных факта. Во-первых, все прошлые иностранные интервенции обернулись полными катастрофами. Они привели к длительной военной оккупации, которая разрушила гаитянское государство и маргинализировала гражданское общество, убив и превратив в беженцев десятки тысяч гаитян. Во-вторых, и это самое главное, Гаити уже оккупирован. Призывы к интервенции не только лицемерны, но и излишни.

Первая американская интервенция и оккупация Гаити официально начались при очень схожих обстоятельствах. В 1915 году был убит президент Гаити Теодор Гийом Сам, которого вытащили из французского посольства и убили на улице, когда он бросил в тюрьму и убил нескольких своих политических противников. Испугавшись политического хаоса, и желая защитить свои интересы и собственность, 28 июля 1915 года США высадили триста солдат, начав военную оккупацию, которая продлилась 19 лет до 1934 года.

Но призывы к интервенции и оккупации начались задолго до убийства Сама. За несколько лет до высадки американских солдат в 1915 году Национальный городской банк Нью-Йорка глубоко погрузился во внутренние финансовые дела Гаити. Этот банк хотел получить в свою собственность железные дороги, порты, национальный банк и суверенный долг Гаити, и Министерство иностранных дел США способствовало этому, проводя в Карибском регионе политику «долларовой дипломатии». Таким образом, банкиры оказались теневыми представителями правительства США на Гаити.

Руководители нью-йоркского банка призывали к военной американской интервенции для защиты своих инвестиций ещё в 1914 году. В 1914 году вице-президент банка Роджер Лесли Фарнем передал госсекретарю США Уильяму Дженнингсу Брайану меморандум с изложением стратегии оккупации, насыщенный расистскими идеями о превосходстве американцев и неполноценности гаитян. В том же году этот банк попросил армию США высадиться на Гаити, чтобы вывести на Уолл-Стрит золото стоимостью 500 тыс. долларов из Национального банка Гаити в Порт-о-Пренсе. Гаитянские политики назвали это кражей и намеренным нападением на суверенитет республики.

В 1915 году начались интервенция и оккупация, и этот банк закрепил свой почти монопольный контроль над финансами, банками и промышленностью Гаити. Во время первой оккупации США переписали Конституцию Гаити, посадили марионеточного президента, ввели цензуру прессы и военное положение, а также экспортировали на Гаити политику Джима Кроу и принудительного труда. Они также провели карательные операции против гаитянских партизан, которые вели вооружённую борьбу за освобождение республики. Американские войска взрывали и сжигали целые деревни, пытали и убивали крестьян, и охотились на повстанцев.

Из заявленных целей оккупации - строительства инфраструктуры, расширения образования и обеспечения внутренней и региональной стабильности - мало что было сделано. Долгосрочным результатом американской оккупации стало создание местной полиции, Гаитянской Жандармерии. Через несколько лет после оккупации, эта полиция использовалась для терроризирования гаитянского народа. Войска США ушли в 1934 году после продолжительных массовых протестов, которые начали проводить гаитянские студенты в 1929 году, с последующим присоединением к ним всех классов гаитян и международных гаитянских союзников.

США продолжили вмешиваться во внутренние дела Гаити, сначала поддержав кровавую диктатуру Франсуа Дювалье по кличке «Папа Док» и Жан-Клода Дювалье по кличке «Малыш Док», а затем в 1991 году, когда ЦРУ организовало переворот против первого демократически избранного президента страны Жан-Бертрана Аристида. Переворот не удалось закрепить из-за постоянного сопротивления гаитянского народа. В 1994 году правительство Билла Клинтона вынуждено было вернуть Аристида на Гаити после 3 лет изгнания, одновременно введя 20 тыс. солдат для подавления Гаитянского Сопротивления. Но теперь Аристид был заложником неолиберальной политики США. Войска США оставались там до 1999 года.

Вторая оккупация Гаити началась в 2004 году после организованного США, Францией и Канадой военного переворота для вторичного свержения гаитянского президента Жан-Бертрана Аристида. Военные США похитили Аристида и перевезли в Центральноафриканскую республику. Затем президент Джордж Буш заявил, что отправляет войска США на Гаити, чтобы «помочь стабилизировать страну». Совершенно правильно написали Глен Форд и Питер Гамбл, что «Буш не изобретал агрессию США против Гаити, она всегда существовала с 1804 года». Переворот 2004 года был проведён при посредничестве ООН. ООН легализовала оккупационные войска США и организовала Миссию ООН по стабилизации ситуации в Гаити (МООНСГ), цель которой - военная оккупация под предлогом установления мира и безопасности.

В рамках деятельности МООНСГ, стоимостью несколько миллиардов долларов, на Гаити в разные периоды времени находилось от 6 до 12 тыс. солдат и полицейских, и ещё несколько тысяч иностранных гражданских сотрудников. Как и первая американская оккупация, эта оккупация сопровождалась насилием в отношении гаитянского народа. Мирных граждан жестоко преследовали и убивали. «Миротворцы» насиловали местное население, сливали своё дерьмо в реки, откуда забиралась питьевая вода, и заразили холерой от 10 до 50 тыс. местных жителей.

Во время оккупации 2004 года появилась международная «Центральная группа», состоящая из белых так называемых «друзей» Гаити. Целью этой группы стало руководство управлением властью на Гаити. Как и во время первой оккупации, США и МООНСГ обучали местных полицейских, набрав их из преступников. США и МООНСГ также подавили гаитянскую демократию, установив правительство неодювалиста Мишеля Мартелли, а затем приведя к власти преемника и ученика Мартелли Жовенеля Моиза. Более того, оккупация усугубила последствия землетрясения 2010 года, принесшего большие разрушения Гаити. Обещания гуманитарной помощи и восстановления оказались лживыми. Все деньги были разграблены гаитянской олигархией, компрадорской буржуазией и международным сообществом.

Хотя считается, что эта оккупация официально закончилась в 2017 году, когда была распущена МООНСГ, ООН осталась на Гаити под вывеской Объединённое представительство ООН в Гаити (ОПООНГ). ОПООНГ играет чрезмерную роль во вмешательстве во внутренние политические дела Гаити. Например, вскоре после убийства Моиза представитель ОПООНГ Хелен ла Лайм заявила, что лидером Гаити будет назначен Клод Жозеф. Позже ситуацию изменила «Центральная группа», потребовав сделать президентом Ариэля Анри. И это произошло 20 июля 2021 года, когда было объявлено о создании «нового» гаитянского правительства во главе с Анри. Опять же, мнения гаитянского народа никто не спрашивал.

Очевидно, что цель этой оккупации заключается не только в окончательном подавлении последних остатков массового движения, которое возникло во время падения диктатуры Дювалье и окрепло в 1990 году с победой Жан-Бертрана Аристида. Вторая цель заключается в полном и радикальном уничтожении независимого гаитянского государства, чтобы навсегда сделать Гаити вассальным государством. В этом значительную роль сыграла склонная к расизму компрадорская буржуазия. Примечательно, что после убийства Моиза местные прозападные буржуа, типа Клода Жозефа, Жозефа Ламберта и Ариэля Анри, и белые олигархи, типа Реджинальда Булоса, первыми бросились к белым господам: представителям оккупационных сил ООН, «Центральной группы» и Госдепартамента США.

Для Гаити, и первая оккупация 1915 года и вторая 2004 года, стали полнейшими катастрофами. Обе основывались не только на пропаганде, что Гаити погружается в хаос и анархию, но и на расистских представлениях о неспособности гаитян управлять своей страной. Будь то оккупация войсками США, подразделениями ООН или международной группировкой технократических экспертов в области безопасности и демократии, очевидно, что вторая оккупация будет усугубляться иностранной военной интервенцией. Положение на Гаити улучшится только после окончания оккупации и полного ухода всех империалистических сил с Гаити.

Источник: Haiti: On Interventions and Occupations, Peter James Hudson and Jemima Pierre, blackagendareport.com, August 04, 2021.

банки, История, преступность, кризис, демократия, неолиберализм, империя, Гаити, нацизм, война, репрессии, США

Previous post Next post
Up