Массовое детское захоронение в канадском городе разоблачает преступления колонизации.

Jul 05, 2021 14:26



В конце мая 2021 года на территории бывшей школы-интерната для индейских детей в Камлупсе (Британская Колумбия, Канада) было обнаружено массовое захоронение 215 детей, в том числе трёхлетнего возраста. Это ужасное открытие, сделанное во время исследования с использованием георадара, организованного Первой нацией тк-эмлюпс-те-секвепемс, подтвердило то, что выжившие и родственники жертв системы школ-интернатов знали уже долгие годы - многие дети, которых заставляли находиться в этих школах, так и не вернулись домой.

Преступления колонизации нельзя похоронить навечно.

Обнаружение этого массового захоронения оправданно привело к гневу, горю и возмущению. Реакция канадского правительства, с его обычными крокодиловыми слезами и расплывчатыми обещаниями, только усилила ужас ситуации. Школа-интернат в Камлупсе была основана в 1890 году и управлялась католической церковью до 1969 года, после чего была передана федеральному правительству, а закрыта она была только в 1978 году. В этом учреждении имело место свирепое насилие. Смерти этих детей не фиксировались в документах. Из-за этого, а также из-за отсутствия исследований больших участков территории этой школы-интерната вполне возможно, что могут быть найдены и другие могилы и трупы.

Хотя массовое захоронение в школе-интернате Камлупса - самое крупное, обнаруженное на данный момент, это не первое тайное захоронение на территориях бывших школ-интернатов. За несколько последних десятилетий было обнаружено множество тайных могил и кладбищ, например, в Реджайне и Баттлфорде в Саскачеване и около Крэнбрука в Британской Колумбии. У федерального правительства никогда не было официальной политики в отношении смертей детей в школах-интернатах. Единственное, что делал Департамент по делам индейцев - отказывался отправлять домой тела детей, ссылаясь на высокие расходы. В результате этого, умершие в школах-интернатах хоронились на их территориях.

«Комиссия правды и примирения (КПП)», созданная в 2008 году в рамках «Соглашения об урегулировании вопросов по индейским школам-интернатам» (крупнейшего коллективного урегулирования в канадской истории), опубликовала свой доклад в 2015 году, в котором говорилось: «Многие, если не большинство из нескольких тысяч детей, умерших в школах-интернатах, скорее всего, похоронены в безымянных и бесхозных могилах». Globe and Mail написала, что «комиссия использовала спутниковые снимки и карты мест расположения школ, пытаясь найти безымянные могилы, и обнаружила возможные места кладбищ, в удивительно большом множестве». Более 10 лет назад КПП запросила 1,5 млн. долларов на поиск безымянных захоронений в бывших школах-интернатах, но федеральное правительство Стивена Харпера отклонило этот запрос.

Хотя КПП смогла подтвердить смерть 3200 детей в школах-интернатах, общее число погибших, по её мнению, превышает 6000. «Национальный центр правды и примирения», созданный после опубликования доклада КПП в 2015 году, идентифицировал 4117 детей, погибших в школах-интернатах. Причинами смертей называются болезни (50% - туберкулёз), пожары и самоубийства, и многие дети погибли в результате наказаний за попытки к бегству. Но эти цифры далеки от реальности. Бывший сенатор Мюррей Синклер, который возглавлял КПП, говорил, что общее число погибших в школах-интернатах детей превышает 15000. Дело в том, что канадское правительство разрешило КПП исследовать только 139 школ, хотя в реальности было более 1300, и многие из них находились под управлением различных церквей, провинциальных и федерального правительств. Кроме того, в трети из 3200 случаев смерти, подтверждённых КПП, нельзя было установить имена умерших детей, в четверти случаев не было записей о поле детей, и в почти половине случаев не указывались причины смерти. Только с 1936 по 1944 год было уничтожено более 200 тыс. документов Департамента по делам индейцев.

Продолжение колониализма.

По поводу массового захоронения в Камлупсе премьер-министр Джастин Трюдо заявил, что это «болезненное напоминание о тёмной и постыдной главе истории нашей страны». Лицемерие Трюдо поистине не знает границ. Система школ-интернатов - не просто тёмная и постыдная глава истории Канады. Все основы Канады корнями уходят в угнетение, порабощение и эксплуатацию коренных народов. И эта политика продолжается до сих пор. Эта «глава» истории Канады ещё не окончена. Чтобы убедится в этом, мы должны обратить внимание на борьбу в Баффинленде, протесты защитников земли хауденосони, притеснение рыбаков ми-кмак, демонстрации за права вет-сувет-ен. КПП назвала систему школ-интернатов частью культурного геноцида.

Но ужасная находка на территории школы-интерната Камлупса - лишь верхушка айсберга. «Камлупс - всего лишь одна из школ. Я уже говорил, что система школ-интернатов была геноцидом против народов Первых наций, коренных народов. Это доказательства. Никто не может этого отрицать», - сказал председатель Национальной ассамблеи Первых наций Перри Бельгард. Система школ-интернатов соответствовала обширной политике геноцида коренных народов, которая несколько веков проводилась при колонизации Канады и всей Америки. С 1492 по 1900 годы европейцы убили около 175 млн. коренных американцев, сократив местное население на 95%. Историк Дэвид Стэннард говорит, что коренные народы Америки пострадали от «худшего человеческого холокоста в мире, который в течение четырёх столетий без остановки прокатывался по двум континентам, лишив жизни бесчисленные десятки миллионов людей».

Цели школ-интернатов.

Массовое захоронение в Камлупсе ужасно, душераздирающе и возмутительно, но оно никого не должно удивлять. Такие массовые захоронения - всем известная, но умалчиваемая реальность. Коренные общины знали, что многие их дети никогда не вернутся домой. Выжившие жертвы рассказывали о диких издевательствах и массовых смертях в таких школах, но ничего не делалось. Федеральное правительство того времени знало, что дети умирают в ужасных масштабах, и оплачивало такие захоронения. С 1870 до 1996 года в канадских школах-интернатах насильно удерживалось более 150 тыс. цветных детей. C 1894 года все индейские дети были обязаны находиться в этих школах. И эти школы создавались не для образования, а для отрыва детей от собственной истории и культуры. Именно поэтому КПП назвала эту политику культурным геноцидом.

В парламентской речи 1883 года первый премьер министр Канады министр и отец конфедерации Джон Макдональд прямо заявил: «Когда школа находится в резервации, ребёнок живёт со своими родителями, которые остаются дикарями, он окружён дикарями, и хотя он может научиться читать и писать, его привычки, обучение и образ мысли - индейские. Он просто дикарь, который умеет читать и писать. На меня, как на главу Департамента, оказывали сильное давление, чтобы индейские дети были максимально изолированы от родительского влияния, и единственный способ сделать это - отправить их в централизованные учебные промышленные школы, где они будут приобретать привычки и образ мысли белых людей».

Разрыв связей детей с их культурой и традициями должен был превратить их в покорных наёмных работников. Многие школы были специально предназначены для принуждения индейских детей к ручной сельскохозяйственной работе, и их часто называли школами с «ручной работой» или «промышленными школами». Из-за острой нехватки финансирования школы-интернаты часто жили за счёт принудительного детского труда. Этот принудительный труд, называемый «трудовым воспитанием», часто сопровождался насилием и мешал обучению. Закон об индейцах предоставил Департаменту по делам индейцев право насильственно отбирать детей у родителей. Похищениями детей, в основном, занимались полиция и церковь. Канадская полиция сыграла важную роль в заключении детей в школы-интернаты. «Однажды мои родители собирали ягоды, а я играл с двумя детьми во дворе нашего дома… тогда пришли полицейские, священник и две монахини, и просто схватили меня, вытащили со двора и бросили в повозку. Это было похищение. В те дни у нас не было права голоса», - рассказал один пострадавший.

В школах-интернатах было запрещено духовное и культурное развитие, а детям не разрешалось говорить на родном языке. Учеников принудительно ассимилировали, лишая их племенной идентификации и национальных прав. На обычном лицемерном бюрократическом языке это называлось «предоставлением избирательных прав». Во многих школах детей называли не по именам, а по номерам. Наказания за неподчинение были дикими и жестокими. Детей били плетками и палками, брили головы, на несколько недель запирали в маленьких клетках, кормили только хлебом и водой, снимали штаны и публично позорили. Избиения и изнасилования были повсеместными и обычными. Плохое питание и медицинское обслуживание было нормой. Правительственные и церковные чиновники хорошо знали об этом, и ничего не делали для прекращения этого, поскольку в этом заключалось предназначение этих школ.

Вернувшись домой после долгих лет разлуки со своим семьями, и не имея возможности говорить на языке своих родителей, дети становились изгоями в своих общинах. Они не получали заботу, которая необходима детям для полноценного развития, что принуждало их к насилию и психическим проблемам, из поколение в поколение передавая циклы коллективных травм, которые до сих пор наносят вред всем коренным народам. К системе школ-интернатов наиболее близка и практика отбора индейских детей в приёмные европейские семьи, которая продолжала политику «убийства индейцев в детях». Эта практика проводилась в 1950-80-х годах, когда канадское правительство проводило поэтапную отмену системы школ-интернатов. Индейских детей также насильственно похищали, но отправляли их уже не в школы-интернаты, а в европейские приёмные семьи, в которых существовало такое же насилие.

Крокодиловы слёзы.

После появления в СМИ сообщений о массовом захоронении Трюдо приказал приспустить флаги на федеральных зданиях и пообещал «конкретные действия». Правительство Трюдо пообещало оказать поддержку выжившим жертвам школ-интернатов и провести исследования территорий других бывших школ-интернатов на предмет неизвестных могил. Но все эти обещания либерального правительства остались формальными. Правительство заявило, что уже выплатило жертвам школ-интернатов 4 млрд. долларов, но эти выплаты были сделаны после 38000 судебных дел по искам о сексуальном насилии в отношении 80000 ныне живущих человек. Поиски новых массовых захоронений и судебно-медицинские экспертизы потребуют дополнительных средств, что может привести к дополнительным искам о компенсациях. И федеральное правительство уже показало, что готово приложить максимум усилий, чтобы помешать жертвам школ-интернатов получить компенсации.

Чтобы оценить обещания Трюдо и федерального правительства, нам стоит вспомнить о борьбе коренных народов за чистую питьевую воду. Приходя к власти, Трюдо обещал «как можно скорее» выделить деньги на финансирование систем водоснабжения в индейских резервациях. Но вскоре правительство отказалось от этих обещаний, хотя в некоторых резервациях коренные жители по 25 лет ожидают ремонта систем водоснабжения. В бюджете этого года либералы пообещали коренным народам выделить 18 млрд. долларов в течение пяти лет. Это значительное увеличение обещаний, по сравнению с 4,5 млрд. долларов в бюджете 2019 года. Эти обещания либералы начали высказывать после массовых протестов против угнетения коренных народов. Но все эти обещания остаются пустым звуком, поскольку либералы не могут выделить даже 1,7 млрд. долларов, которые необходимы для ремонта инфраструктуры водоснабжения в резервациях, и никто не знает, когда индейцы получат чистую питьевую воду. Но ещё возмутительнее то, что продолжая отказывать индейцам в предоставлении чистой воды, канадское правительство готово в два раза больше потратить на строительство нефтепровода, который загрязнит земли коренных народов.

Канадское государство неоднократно показывало свою враждебность к индейцам. Несколько десятилетий канадское правительство высказывало лишь обещания, мало чего делая для улучшения жизни коренных народов в резервациях и за их пределами, или для лечения коллективных травм, нанесённых этим же государством. Для понимания уровня бедности в индейских общинах нужно знать, что в 80% резервациях средний доход ниже уровня бедности, и средний доход коренного населения на 30% ниже среднего дохода европейцев. Около половины индейских детей живут в бедности. Уровень лишения свободы индейцев в 10 раз выше остального населения. Около половины всех канадских резерваций нуждаются в новых школах, и более 40% всех домов в резервациях нуждаются в срочном ремонте. Буржуазные политики периодически проливают крокодиловы слёзы, когда поднимаются дебаты о пропавших и убитых индейских женщинах, росте самоубийств среди коренного населения и массовых захоронениях в школах-интернатах. Однако, они совершенно ничего не делают, чтобы решить индейские проблемы, которые созданы жестокостью и пренебрежением государства.

Помни о мёртвых, отчаянно сражайся за живых.

Федерация труда Онтарио (ФТО) и Федерация труда Альберты (ФТА) призвали провести Национальный день траура и памяти, а также организовать исследования других могил в бывших школах-интернатах. ФТА также призвала «снять таблички с именами архитекторов этой системы со школ и общественных зданий, и провести проверку нынешней ювенальной системы, которая продолжает отделять индейских детей от их семей и культуры». Эти призывы - хороший первый шаг, но нужно идти дальше. Хотя федеральное правительство и большинство церквей, ответственных за насилие в системе школ-интернатов, принесли символические официальные изменения, католическая церковь до сих пор отказывается это сделать. Хуже того, католическая церковь отказывается раскрыть документы, из которых можно узнать об убийствах детей и местах тайных могил в школах интернатах. Федеральное правительство также отказывается раскрыть многие документы, например по делу о школе-интернате «святой Анны».

Эти документы могут стать важными доказательствами при расследовании смертей детей в школах интернатах, включая Камлупс. Например, директор Центра истории и обсуждения индейских школ-интернатов в Университете Британской Колумбии в Ванкувере Мари Эллен Турпел-Лафонд сказала, что когда КПП пыталась выяснить, что происходило в школах-интернатах, ей заявили, что в Камплусе умерло только 50 детей. Преступления в школах-интернатах - не древняя история. Последняя такая школа закрылась всего лишь в 1996 году, а школа в Камплусе закрылась только в конце 1970-х. Прежде всего, сами индейские общины должны встать во главе всех таких расследований. Индейские общины и рабочие движения должны объединиться и потребовать рассекречивания всех церковных и правительственных документов и привлечения к ответственности всех лиц и учреждений, виновных в совершении преступлений.

Мы не можем ограничивать нашу борьбу за справедливость и освобождение коренных народов одним лишь вопросом о школах-интернатах. Необходимо немедленно остановить все спорные проекты строительства нефтепроводов, шахт и жилищных комплексов, которые нарушают права коренных народов на землю. Потраченные на эти проекты деньги нужно использовать для реального развития инфраструктуры, ремонта систем водоснабжения, строительства домов, больниц и школ в индейских общинах. Необходимо немедленно прекратить все полицейские преследования индейцев. Всю украденную у коренных народов землю, а также давно обещанную по многочисленным соглашениям, нужно немедленно возвратить им.

Солидарность рабочих Baffinland Iron Mines Corporation со своими индейскими братьями и сёстрами показывает нам путь вперёд. Эта солидарность рабочего движения с борьбой коренных народов нуждается в дальнейшем развитии. Борьба коренных народов носит антикапиталистический характер и является неотъемлемой частью классовой борьбы в Канаде. В последние годы коренные народы активно поднимаются на борьбу с частными корпорациями, посягающими на их землю. И рабочий класс сражается против тех же самых капиталистов. Любые действия рабочих против корпораций только укрепляют борьбу против эксплуатации и угнетения коренных народов. Для этого рабочее движение должно присоединиться к борьбе коренных народов. Капиталистическое государство не может допустить реального примирения, так как это подрывает интересы капиталистического класса. Ничтожные жесты и слезливые извинения не могут удовлетворить интересы коренных народов. Даже при смене капиталистических правительств несправедливая реальность остаётся прежней. Как неоднократно показывал Трюдо, примирение - всего лишь отвлечение внимания от продолжения нарушений прав коренных народов.

Пока канадское государство остаётся под контролем капиталистов, будет продолжаться их неустанная погоня за прибылью от эксплуатации земель и ресурсов Канады. Постоянное пренебрежение правами коренных народов на землю укрепляет непримиримое противоречие между канадским государством и коренными народам. Необходимо свергнуть это капиталистическое государство, так как оно угнетает не только коренные народы, но и всех рабочих и бедных людей в Канаде. Единство рабочих и угнетённых - ключевой фактор в свержении капиталистического государства. С помощью рабочего единства и уважения суверенитета коренных народов, их прав на землю и ресурсы, коренные народы могут получить возможность демократическим путём определять свою судьбу. Вместе мы могли бы построить социалистическое общество, основанное на демократическом народном контроле и удовлетворении человеческих потребностей, а не на эксплуатации, гонке за прибылью и разрушении окружающей среды. После столетий эксплуатации, геноцида и насилия нельзя думать о примирении между коренными народами и их капиталистическими эксплуататорами. Пока капитализм продолжает править этой страной, эти преступления будут продолжаться. Путь к подлинному освобождению лежит через классовое единство и общую борьбу за наше социалистическое будущее. Если мы будем твёрдо поддерживать классовое единство, помнить о мёртвых и отчаянно сражаться за живых, мы сможем свергнуть эту гнилую систему.

Источник: Canada: mass grave at former Kamloops residential school exposes crimes of colonization, Rob Lyon, marxist.com, June 03, 2021.

История, преступность, демократия, школы, геноцид, религия, нацизм, полиция, идеи, протесты, экология, дети, статистика, Канада, репрессии

Previous post Next post
Up