Экономика США успешна лишь в производстве массового неравенства.

May 09, 2021 07:54



Чтобы понять масштаб современного экономического неравенства в США, можно посмотреть на два главных индекса фондового рынка: Standard and Poor (S&P) 500 и Nasdaq. За последние 10 лет стоимость входящих в них акций существенно выросла. Индекс S&P 500 поднялся примерно на 1300 пунктов, достигнув 3800 пунктов, почти утроившись. Индекс Nasdaq за тот же период вырос с 2800 до 13000 пунктов, увеличившись в более чем 4 раза. Времена были хорошими для 10% американцев, которые владели 80% акций и облигаций. Однако, за тот же 10-летний период реальная средняя недельная зарплата выросла только на 10%. А реальный федеральный уровень минимальной заработной платы упал, из-за инфляции, до 7,25 долларов в час, оставаясь на одном уровне с 2009 года.

И все другие связанные показатели показывают, что экономическое неравенство в США продолжало ухудшаться последние полвека. Это происходило, несмотря на официальные «опасения» по поводу неравенства, публично высказываемые многими высокопоставленными политиками и чиновниками (включая тех, кто вошёл сегодня в правительство Байдена), а также журналистами и учёными. Неравенство ухудшалось после капиталистических кризисов 1970-х, а также после недавних спадов 2000, 2008 и 2020 годов. Даже смертельная пандемия не привела к переоценке ценностей, которая позволила бы обратить вспять, или хотя бы остановить, политику перераспределения доходов и богатств на вершину социальной пирамиды.

Никакой передовой экономики не требуется, чтобы понять, что разделение, бедствия, недовольство и гнев возникают из-за расширения разрыва между имущими и неимущими. Миллионы людей, желающих найти объяснение такому положению вещей, попадают под влияние ультраправых элементов, которые во всём винят внешних козлов отпущения. Расисты винят чёрных и коричневых. Националисты винят иммигрантов и другие страны. Фундаменталисты винят неверных и атеистов. Фашисты пытаются соединить эти движения с разорёнными мелкими буржуа, безработными и другими социальными изгоями, чтобы сформировать сильную политическую коалицию. Фашисты успешно использовали Трампа для поддержки своих усилий.

История США придаёт особую остроту поиску объяснений. Доминирующим аргументом в пользу капитализма в XX веке после Великой депрессии 1930-х было то, что он «создал огромный средний класс». Реальная заработная плата в США росла даже во время депрессии. В целом, она была выше, чем в других странах, особенно в сравнении с СССР. Апологеты этой системы в политике, СМИ и университетах заявляли, что высокая зарплата демонстрирует превосходство капитализма США. Уничтожение так называемого среднего класса в конце XX и начале XXI веков особенно ударило по тем, кто верил этим апологетам.

Великая депрессия значительно сократила неравенство, добавив достоверности этому аргументу. Но для большей его убедительности нужно было забыть или скрыть два ключевых фактора. Во-первых, в 1930-х рабочая борьба за улучшение условий в США была самая мощная в истории этой страны. Конгресс индустриальных организаций объединил миллионы рабочих в профсоюзы, используя активистов двух социалистических и одной коммунистической партий. Эти партии обладали тогда самой мощной поддержкой и общественным влиянием. Именно поэтому профсоюзы и партии, впервые в истории США, добились введения социального обеспечения, федеральных пособий по безработице, минимального уровня зарплаты и крупных федеральных программ по созданию рабочих мест. Во-вторых, в 1930-х капиталисты очень упорно противодействовали всем достижениям рабочего класса. Статус «среднего класса» возник (далеко не для всех, особенно не для цветных) благодаря рабочему классу, а не капиталистам. Но, безусловно, это была умная пропаганда для капитализма, который использовал успехи рабочей борьбы, несмотря на своё провальное противодействие.

Однако, сокращение экономического неравенства оказалось временным. Оно было повёрнуто вспять после 1945 года. А после 1970 года нормальная капиталистическая траектория по увеличению экономического неравенства пошла по нарастающей. Проще говоря, основная структура капиталистического производства позволила капиталистам отменить меры по сокращению неравенства, которые были намечены Новым курсом. Большая часть временного среднего класса в США исчезла, остальная часть - на пороге исчезновения. За последние полвека капитализм довёл неравенство до самого экстремального современного уровня. Неудивительно, что население, которое всё ещё убеждают поддерживать капитализм за создание среднего класса, теперь сомневается в этом.

На капиталистических предприятиях крошечное меньшинство занимает руководящие и контролирующие позиции. Это меньшинство - владельцы, директора и крупные акционеры - класс работодателей. Ему противостоит подавляющее большинство - класс работников. Класс работодателей единолично определяет, что производит предприятие, какие технологии используются при этом, где находится производство и куда уходит чистый доход. Класс работников должен мириться с последствиями решений работодателей. Класс работодателей использует своё положение в руководстве предприятий для распределения прибыли с целью собственного обогащения. А также часть этой прибыли он использует для покупки политиков. Это делается, чтобы не допустить вывода экономической системы за пределы капитализма и остановки роста экономического неравенства.

Рост неравенства в США напрямую связан с этой капиталистической организацией производства - классовой системой. Иногда, в исключительных обстоятельствах, повстанческие общественные движения добиваются снижения неравенства. Но пока эти движения не изменят капиталистическую организацию производства, капиталисты будут делать такие перемены временными. Для решения проблемы экстремального неравенства капитализма США необходимы системные изменения, ликвидирующие классовую систему капитализма, в которой работодатели противостоят работникам. Если бы предприятия стали демократическими, то экономическое неравенство начало бы сокращаться. Демократические решения о распределении доходов между всеми сотрудниками предприятий с гораздо меньшей вероятностью отдадут большую часть прибыли крошечному меньшинству, а не подавляющему большинству. Та же самая логика, которая относится к королям в политике, применима и к работодателям на капиталистических предприятиях.

Источник: The U.S. Economy Excels at One Thing: Producing Massive Inequality, Richard D. Wolff, counterpunch.org, January 29, 2021.

История, коррупция, кризис, демократия, неолиберализм, империя, идеи, пропаганда, статистика, США

Previous post Next post
Up