Как Интифада изменила взгляд на Палестину.

Apr 29, 2021 16:41



Очень немногие современные народные движения во всём мире можно сравнить с Первой Интифадой, которая остаётся сегодня такой же актуальной, как в момент её начала 33 года назад. 8 декабря казался обычным днём для большей части мира. Для палестинских политических групп это была очередная годовщина, которую нужно было побыстрее отметить. Именно в этот день 33 года назад началась Первая Палестинская Интифада (восстание - по-арабски). Это историческое событие было необычно для своего времени.

Сегодня это восстание рассматривается лишь с исторической точки зрения. Это ещё одна возможность задуматься, и, может быть, извлечь уроки из, казалось бы, далёкого прошлого. Каким бы ни был политический контекст Интифады, со временем он испарился. Простое объяснение звучит следующим образом: обычные палестинцы устали от режима, и захотели избавиться от израильской военной оккупации, заставив услышать свои голоса.

Считается, что Организация освобождения Палестины (ООП) быстро использует последствия человеческих жертв, преобразовав их в политические достижения, словно традиционное палестинское руководство демократически представляло волю палестинского народа. Это привело к настоящей катастрофе, так как Интифада была использована для возрождения карьеры некоторых палестинских лидеров, которые утверждали, что палестинцы уполномочили их выступать от их имени на переговорах в Мадриде в 1991 году, Осло в 1993 году и других. Но это не полная картина.

Тысячи палестинцев, особенно молодых, были убиты за семь лет Интифады израильской армией, которая считает вражескими боевиками ненасильственных демонстрантов, требующих свободу, и детей, бросающих камни. Именно в эти ужасные годы широко распространились такие термины как «стрельба на поражение» и «политика сломанных костей», а также другие военные тактики. Однако, на самом деле, Интифада не дала право Ясиру Арафату, Махмуду Аббасу и многим другим официальным палестинским политикам на представление интересов палестинского народа на различных международных переговорах, и не стала народным разрешением политическим лидерам заключать компромиссы с оккупацией.

Для понимания значения и актуальности Интифады, её следует рассматривать как действующее политическое событие, которое постоянно развивается, а не как почти забытое историческое событие. Палестинский народ всегда сталкивался с проблемой политического представительства. В середине XX века различные арабские страны заявляли, что они говорят от имени палестинского народа, используя Палестину в качестве инструмента своей внутренней и внешней политики. Неправильное использование Палестины в качестве некой воображаемой коллективной арабской политики практически прекратилось после унизительного поражения нескольких арабских армий в войне 1967 года, которую арабы называют «Накса», что означает «поражение». Кризис легитимности должен был исчезнуть, когда крупнейшая палестинская политическая партия ФАТХ взяла на себя руководство ООП. Во время Арабского саммита в Рабате 1974 года она была признана «единственным легитимным представителем палестинского народа».

Это заявление должно было стать формулой, разрешающей кризис представительства, заглушив все претензии других арабских правительств. Эта стратегия сработала, но не надолго. В условиях гегемонии Арафата и ФАТХ в ООП, она, действительно, пользовалась определённой степенью легитимности среди палестинцев. В то время Палестина была неотъемлемой частью глобального национально-освободительного движения, и арабские правительства, несмотря на обидные военные поражения, были вынуждены поддерживать стремление арабского народа сделать Палестину центральным пунктом арабской политики. Однако, в 1980-х, эта ситуация начала меняться. Израильское нападение на Ливан в 1982 году привело к насильственному изгнанию тысяч палестинских активистов и руководителей палестинских партий, а также к массовым убийствам палестинских беженцев в Ливане.

Последующие годы выявили две серьёзные проблемы. Во-первых, палестинское руководство сместило своё внимание с вооружённой борьбы на сохранение значимости своей политической роли. Арафат, Аббас и другие палестинские лидеры делали многочисленные заявления, которые показывали, что они готовы к «компромиссу», согласно американскому определению этого термина. Во-вторых, арабские правительства пошли ещё дальше, поскольку растущая маргинализация палестинского руководства уменьшала давление на них арабских масс с требованием выступить единым фронтом против израильской военной оккупации и колонизации Палестины.

Именно в этот исторический период палестинцы устроили восстание, которое стало по-настоящему народным, поскольку в начале палестинское руководство и арабские правительства были далеки от Интифады. Я был подростком в лагере беженцев в Газе, когда произошла эта подлинная народная революция. Рогатки против израильских штурмовых вертолётов, одеяла против тяжёлых танков, сырой лук против слезоточивого газа - такими были характерные черты Интифады. Но ещё важнее было формирование языка, которым палестинцы описывали Палестинское Сопротивление и агрессивную стратегию израильской армии. Простые, но яркие лозунги украсили разрушенные стены палестинских лагерей беженцев, деревень и городов.

Хотя Интифада не выступала открыто против палестинских политиков, было ясно, что палестинцы хотят новое руководство. Местное народное руководство стихийно появилось в каждом районе, университете, и даже тюрьме, и израильское насилие не могло помешать этому. Стало совершенно ясно, что палестинский народ выбрал другой путь, который не проходил через крупные арабские столицы. Конечно, палестинцы не перестали стремиться к единству со своими арабскими братьями и всем миром, но они хотели такого единства, которое не отвлекало бы палестинский народ от борьбы за свою свободу.

Годы безжалостного израильского насилия в сочетании с отсутствием политической стратегии палестинского руководства, ростом фракционности и бедности привели к концу Интифады. Затем были запятнаны многие достижения Интифады, которую палестинское руководство использовало для своих политических и финансовых выгод, дойдя даже до заявлений, что мрачные соглашения в Осло и бесполезный «мирный процесс» - это и есть «достижения» Интифады.

Истинное достижение Интифады заключается в том, что она почти полностью изменила природу политической ситуации в Палестине, превратив палестинский народ из лозунга, который палестинские и арабские политики использовали для увеличения своей значимости, в реальную политическую силу. Благодаря Интифаде, палестинский народ продемонстрировал свою способность бросить вызов Израилю без каких-либо вооружённых сил, а также официальному политическому руководству, выдвинув народных лидеров, и многим странам, включая арабские, показав своё желание защищать своё моральное и законное право на определение судьбы Палестины.

Источник: How The Intifada Changed The Political Discourse Around Palestine, Ramzy Baroud, Mintpress News, popularresistance.org, December 18, 2020.

Ливан, армия, История, демократия, Палестина, империя, Израиль, протесты, война

Previous post Next post
Up