Как Китай перехитрил США на Ближнем Востоке.

Apr 26, 2021 15:53



Конкуренция между Китаем и США за доминирование и влияние на Ближнем Востоке усиливается на волне подъёма Китая и возвращения США к политике интервенций и конфронтаций при Джо Байдене. Госсекретарь США Энтони Блинкен объявил недавно, что США намерены поставить «демократию» и «права человека» в центр своей внешней политики. «Демократия» и «права человека» на протяжении нескольких десятилетий использовались для оправдания американских интервенций и конфликтной политики с конкурентами. Чиновники часто обвиняют другие страны, особенно Китай и Россию, в «нарушениях прав человека», и Блинкен также заявил, что «президент Байден привержен внешней политике, которая объединяет наши демократические ценности с нашим дипломатическим лидерством, и политикой, которая сосредоточена на обороне демократии и защите прав человека».

Возврат к этой форме политики - стратегическое требование, которое коренится в представлении, что трамповский лозунг «Америка прежде всего» привёл к падению США и взлёту Китая. Вот только взлёт Китая - не просто результат падения США или расистского трамповского лозунга. Скорее наоборот, подъём Китая в значительной степени способствует падению США. Это особенно очевидно на Ближнем Востоке, который долгое время находился под властью США. В сердце ближневосточной политики Китая лежит идея поиска точек соприкосновения при сохранении различий. Китайские поиски взаимопонимания сосредоточены на стратегическом обращении к такой форме сотрудничества, которая не отказывается от возможностей разрешения конфликтов. Эта политика основана на общепринятом мнении, что Ближний Восток не может вернуться к стабильности без многонациональной политической, экономической и военной структуры, частью которой может быть Китай.

Растущий интерес Китая к урегулированию конфликтов через многонациональные структуры основывается на том факте, что за долгую историю присутствия на Ближнем Востоке США не смогли разрешить силой местные проблемы. Напротив, США только обострили все конфликты. Об этом говорит, например, эскалация конфликтов между США и Ираном, и между Израилем и Ираном. Если бы США стремились к миру на Ближнем Востоке, они бы достигли этого с помощью соблюдения Совместного всеобъемлющего плана действий. Но США только нарушали его. Пока западные аналитики продолжают указывать на «сложный» ближневосточный ландшафт, который бросает вызов перспективам общей политической, экономической и военной системы, Китай добивается важных успехов в развитии прямых связей с некоторыми старейшими союзниками США. Например, об этом свидетельствует активное сотрудничество Китая с ОАЭ, и строительство Китаем местных портов.

Даже во время пандемии влияние Китая на Ближнем Востоке продолжило расти, и опять же в отличие от США. В ОАЭ, благодаря помощи Китая, открылся центр тестирования COVID-19 - самый крупный за пределами Пекина. ОАЭ, за которыми вскоре последовали Бахрейн и Марокко, первыми одобрили китайскую вакцину, созданную государственной компанией Sinopharm. Также важно отметить, что все эти страны имеют очень близкие отношения с США, и вместе с США и Израилем участвовали в Соглашениях Авраама (декларации августа 2020 года о поддержании мира на Ближнем Востоке).

И хотя США смогли заблокировать использование китайской технологии 5G в США и кое-где в Европе, Китай всё-таки добился очень важных успехов в расширении своих цифровых технологических коммуникаций на территорию Ближнего Востока. Одна из важных причин китайского успеха на Ближнем Востоке заключается в его способности использовать нефтяную зависимость от Ближнего Востока в своих интересах, и в частности для укрепления своего доступа к ближневосточному рынку информационно-коммуникационных технологий стоимостью 162 млрд. долларов. Проще говоря, Китай превратил свою зависимость во взаимозависимость, поставляя 5G в обмен на нефть.

В январе 2021 года Саудовская Аравия - один из крупнейших поставщиков нефти в Китай - объявила об открытии в Эр-Рияде крупнейшего магазина Huawei за пределами Китая. Это произошло через несколько месяцев после заключения договора с этой компанией на разработку продуктов искусственного интеллекта для частного и государственного секторов. Летом 2020 года саудовская инвестиционная фирма Batic заключила договор с Huawei на разработку в королевстве проектов «умный дом». Huawei также участвует в разработке проекта «Умный индустриальный город Янбу» на берегу Красного моря. Эти успехи помогли Китаю разрушить американскую блокаду и в других странах. «Завоевав доверие наших партнёров на Ближнем Востоке, мы смогли смягчить внешнеполитическое давление, оказываемое США», - сказал глава Huawei на Ближнем Востоке Чарльз Янг.

Взаимовыгодная стратегия Китая помогла ему развить хорошие торговые отношения в регионе. Данные ООН показывают, что общий объём китайской торговли с Саудовской Аравией превысил 36,4 млрд. долларов, а с ОАЭ - 50 млрд. долларов. «Цифровая инфраструктура стала ключевым элементом национальных стратегий преобразований в странах Персидского залива», - сказал Янг.

Рост экономического, политического и цифрового влияния Китая на Ближнем Востоке очень беспокоит многих политиков в США. Некоторые чиновники Пентагона считают, что «для США очень важно противостоять Китаю на Ближнем Востоке. Мы должны продолжать работать над трансформациями, и искать инновационные решения, чтобы гарантировать, что мы не откажемся от критических стратегических отношений. Если правительство Байдена продолжит игнорировать китайскую угрозу, Америка потеряет своё глобальное лидерство».

Официальное заявление Энтони Блинкена показывает, что правительство Байдена уже решило вернуться к старой форме политики, которая направлена на сохранение глобального господства США и противодействие Китаю на Ближнем Востоке, и в таких регионах как Европа и Африка. Смогут ли США добиться в этом успеха, пока не ясно. На самом деле, этот успех маловероятен, поскольку Китай развивается очень быстро, и в ближайшем десятилетии может стать крупнейшей экономикой в мире. Китай ставит США перед фактом, который они вряд ли смогут изменить.

Источник: How China is Outsmarting the US in the Middle East, Salman Rafi Sheikh, journal-neo.org, March 04, 2021.

Китай, ОАЭ, демократия, Марокко, империя, Израиль, Бахрейн, Саудовская Аравия, Иран, война, терроризм, США, медицина

Previous post Next post
Up