Неожиданный экономический рост Китая пугает Запад.

Apr 02, 2021 14:21



При других обстоятельствах объявление китайского правительства о росте экономики на 6,5% в последнем квартале 2020 года приветствовалось бы как полезный толчок к глобальному росту. Несмотря на сокращение на 6,8% в первом квартале 2020 года, в целом за год объём производства вырос на 2,3%. Однако эта новость стала неприятной для многих правящих кругов. Она грозит ростом напряжённости в отношениях с Западом, который боится, что рост китайской экономики на фоне спада в США и Европе усилит экономическое и политическое влияние Пекина, против которого выступает Вашингтон.

Рост на 6,5% в четвёртом квартале показывает, что, вопреки прогнозам, китайская экономика растёт более высокими темпами, чем до начала пандемии COVID-19. Главной причиной скачка в восстановлении экономики стал рост промышленного производства в четвёртом квартале на 7,1%, по сравнению с 5,8-процентным ростом в третьем квартале. Это стало возможным благодаря государственной поддержке. Ещё одной причиной роста стало увеличение экспорта. В декабре в Китае зарегистрирован невиданно высокий месячный положительный торговый баланс. Экспорт увеличился на 18% - это третий месяц подряд двухзначного роста.

Объявляя об этих цифрах, глава Национального бюро статистики Нин Цзичжэ сказал, что в прошлом году экономика неуклонно восстанавливалась, предупредив, что «меняющаяся эпидемическая динамика и внешняя среда создают множество неопределённостей». Этот экономический рост отразился в финансовых данных. Китайский юань, впервые с 2018 года, преодолел уровень в 6,5 к доллару, а фондовый рынок достиг самого высокого уровня с глобального кризиса 2008-9 годов. Экономический рост в Китае резко контрастирует с положением в остальном мире. Всемирный банк предсказывает, что в прошлом году глобальная экономика сократится на 4,3%, во многом, благодаря ожидаемому спаду в еврозоне на 7,4% и падению в США на 3,6%.

В статье об экономическом росте в Китае Wall Street Journal особое внимание уделяет проблемам, которые, без сомнения, обсуждаются в новом правительстве Байдена, а также в политическом и разведывательном истеблишменте США. Хотя в пересчёте на душу населения ВВП Китая на уровне 10 тыс. долларов всё ещё ниже 65 тыс. долларов ВВП США, «сам по себе, размер его рынка, в сочетании с недавно пережитым самым худшим экономическим спадом в истории, означает, что Китай, вероятно, вступает в новый год с более сильной рукой», - отмечает Wall Street Journal. Президент Китая Си Цзиньпин воспользуется этим в своих отношениях с новым правительством Байдена.

В этой статье также указывается, что, несмотря на старания правительства Трампа замедлить её рост, китайская экономика выросла в прошлом году до двух третей от американской. После пандемии, во время которой Китай рос, а США падали, «многие экономисты прогнозируют достижение паритета между Китаем и США в 2028 году - на пять лет раньше, чем прогнозировалось перед COVID-19». На этом рост не остановится, так как «многие эксперты ожидают, что, когда китайская экономика обгонит американскую, она будет постоянно увеличивать отрыв». Без китайского роста глобальная экономика упала бы в прошлом году на 5,7%, по сравнению с 4,3-процентным спадом, который предсказывался Всемирным банком. Китайский успех означает, что вместо обычного среднего годового роста глобального ВВП на 0,8%, он, скорее всего, вырос на 1,5%.

В своей колонке в Financial Times Гидеон Рахман также высказался по поводу сильного китайского роста, отношений между США и Китаем, изменения глобальной позиции США и последствий трамповского переворота 6 января. В статье «Американский беспорядок - возможность для Китая» Рахман отметил, что новое правительство Байдена пытается организовать коалицию для наступления США на Китай. «Байден планирует созвать саммит мировых демократий», - пишет он. - «Но Америка может потерять доверие, чтобы выступать в роли созидателя свободного мира». Однако, байденовский «демократический саммит», скорее всего, уступит место «встрече 10 демократий», которая организуется Соединённым королевством.

На экономическом фронте большая часть новой американской битвы с Китаем будет связана с глобальным экономическим влиянием. В конце 2019 года 128 из 190 стран мира торговали с Китаем больше, чем с США. Всемирный банк предсказывает, что в этом году китайская экономика вырастет на 8%, а американская только на 3,5%. Президент Совета по международным отношениям Ричард Хаасс заявил в ночь переворота: «Никто в мире, скорее всего, больше не будет уважать и бояться нас, и даже зависеть от нас, как прежде. Если у пост-американской эпохи есть дата начала, то это именно сегодня». Однако, американский империализм не исчезнет тихо. Как более 90 лет назад писал Лев Троцкий, в период упадка США будут использовать свою силу более открыто и насильственно, чем в период подъёма. Нет ни малейших сомнений, что свидетельства китайского роста будут учтены в хищнических планах нового правительства Байдена.

Источник: China’s growth rate increase fuels geo-political tensions, Nick Beams, wsws.org, January 20, 2021.

Китай, СМИ, кризис, демократия, империя, пропаганда, война, США, медицина

Previous post Next post
Up