Экономический и политический кризис в Иракском Курдистане.

Dec 18, 2020 14:22



У подножия высокого холма в 55 километрах к северо-востоку от Эрбиля - крупнейшего города Иракского Курдистана - на обширной территории раскинулось селение Мир Рустам. Спелые гроздья винограда готовы к сбору. Это главный источник дохода охваченного экономическим кризисом северного региона. Население этого автономного региона обратилось к сельскому хозяйству, когда сократились рабочие места после падения режима Саддама Хусейна в 2003 году. Затем было сформировано собственное правительство, и регион получил большой бюджет. Из-за этого многие местные жители устроились на государственные рабочие места, гарантирующие ежемесячную зарплату.

Местный фермер по имени Абдулла Хасан говорит, что «впервые за долгие годы» собирается урожай местного винограда, который был основным источником средств к существованию в эпоху блокады, закончившейся вторжением США и свержением Саддама Хусейна. По данным Всемирного банка, в этом году Ирак столкнулся с экономической рецессией из-за зависимости бюджета страны от экспорта нефти. В Курдистане же, который в условиях резкого падения цен на нефть и пандемии коронавируса постоянно спорит с правительством в Багдаде по поводу своего бюджета, ситуация ещё сложнее. Всемирный банк заявил, что «проблемы, которые уже существуют в Ираке, могут привести к экономическому коллапсу и новой волне насилия».

Заработная плата как политическое оружие.

Экономист Билал Саид считает, что сегодняшний крах курдской экономики вызван нежеланием местных властей обеспечивать долгосрочное процветание, опираясь на жизнеспособную экономическую систему. «Правительство в Багдаде выделило Курдистану большие финансовые ресурсы, а также с турецкой и иранской границ поступают значительные доходы», - сказал Саид. - «Но вместо инвестирования в сельскохозяйственную, промышленную, медицинскую и туристическую инфраструктуру, местное правительство всё вложило в нефтяной сектор». Оно последовало примеру центрального правительства, создавая рабочие места только в государственном секторе, хотя это ведёт к инфляции.

Сегодня в Иракском Курдистане проживает пять миллионов человек. 1,2 миллиона человек работают в государственных учреждениях, и 40% из них служат в армии и полиции. На их зарплату уходит более 725 миллионов долларов в месяц. С января местное правительство не выплатило госслужащим зарплату за шесть месяцев, а в июне принято решение сократить зарплаты на 21%, что составляет более 250 долларов.

Это означает снижение расходов на заработную плату до 591 млн. долларов, но дефицит сохранился, даже несмотря на ежемесячные 260 млн. долларов от центрального правительства. Зарплата госслужащим стала проблемой для центрального правительства из-за задержки утверждения бюджета. Госслужащие в Багдаде и регионах получали зарплату в течение нескольких лет экономического кризиса, но Лондонский институт экономики считает, что финансовые ресурсы Ирака истощены. «Доминирующие политические партии страны награждают своих сторонников зарплатой и используют правительственные контракты для обогащения приближённых к себе бизнесменов. В итоге, бюджеты министерств расхищаются в партийных и личных целях», - говорится в докладе этого института.

Нездоровая экономика.

Председатель Инвестиционного комитета Курдистана Мухаммад Шукри сказал: «Мы богаты, когда цена на нефть высока, и бедны, когда падает. Я не могу назвать это здоровой экономикой. Чтобы исправить это, комитет выдал инвесторам 60 лицензий на сумму 1,5 млрд. долларов, главным образом в сельском хозяйстве и промышленности». Между тем, власти обещают улучшить экономические условия и начать строительство таких крупных объектов как плотины, автомобильные и железные дороги, и призывают иностранных инвесторов принять участие в этих проектах. В то же время, иссякает терпение местных производителей, ежедневно сталкивающихся с интенсивной конкуренцией с импортной продукцией из Турции и Ирана, которые постоянно снижают стоимость своей валюты по отношению к доллару, а иракский динар остаётся стабильным.

Барез Расул, владелец сталелитейной компании, производство которой достигает 50 тыс. тонн в месяц, призывает «повысить таможенные пошлины и усилить пограничный контроль», чтобы ограничить приток товаров в страну и поддержать сельское хозяйство. Расул, который недавно демонтировал 50 теплиц, сказал: «Производство килограмма огурцов обходится мне в 21 цент, а килограмм иранских или турецких огурцов стоит 13 центов на рынках Эрбиля». Парламент Курдистана не принимал регионального бюджета с 2014 года, поэтому невозможно получить информацию о расходах автономного правительства и доходах от пересечения границы, продажи нефти и сбора налогов. Признавая ухудшение экономической ситуации, премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани, впервые с момента прихода к власти в июле 2019 года, поднял этот вопрос в обращении к парламенту в начале этого октября, сообщив, что задолженность автономии достигла 28,4 млрд. долларов, включая 9 млрд. долларов невыплаченной с 2014 года заработной платы.

Источник: كردستان العراق أزمات اقتصادية ومالية بنكهة سياسية, annabaa.org, 26 October 2020.

армия, банки, СМИ, преступность, коррупция, кризис, демократия, полиция, Ирак, Англия, война, терроризм, медицина, США

Previous post Next post
Up