Более ста лет назад Роза Люксембург, выступавшая против капиталистической тирании, произнесла свой знаменитый лозунг: «Социализм или варварство». Сегодня мы можем возродить этот лозунг, преобразовав его в «Сопротивление или варварство», поскольку мир вступил в новую историческую эпоху со своим социальным, политическим и интеллектуальным словарём. В империалистическую эпоху демократические возможности постепенно уменьшаются, а дикий капитализм, в условиях гражданского и политического разделения, не предоставляет никаких перспектив для возникновения политической борьбы за сопротивление на национальном и социально-политическом уровне.
В начале капиталистической эры был период классической буржуазии с национальным государством и государственно-протекционистской экономикой, идеология этого периода основывалась на национальной культуре, рационализме, правах и демократии. Второй период - империализм, при котором национальное государство постепенно отступает перед новой системой, основанной на балансе между центром и периферией империи. Центр империи существует за счёт глобализации и расширения транснациональных корпораций, а периферия сталкивается с разложением национального государства на мелкие и слабые политические и социальные группировки. Это означает, что нынешние особенности политических движений в условиях империализма - демократические выборы, права человека и т.п. - это отмирающие рудименты старого классического капитализма, а современный империализм колеблется между фашизмом и демократическим обманом.
Господствующая форма империализма определяется политикой США, устанавливая новую явную гегемонию над Глобальным Югом. Общая атмосфера характеризуется распадом национальных государств и разложением классового ландшафта на докапиталистические элементы, всё дальше и дальше отдаляя мир от достижений первоначального капитализма, включая буржуазную демократию. На данном этапе кажется, что глобальный порядок, который переходит от увядающего традиционного капитализма к растущему империализму, должен отличать политику запутанных тактических мер, неспособных привести к реальному результату, от политики стратегических мер, ведущих к осуществлению великих идей и перемен.
Если на прежнем историческом этапе традиционный буржуазный патриотизм (с ориентацией на государство, общество, идентичность) был важной частью буржуазно-рыночного национально-промышленного государства и его идеологии, то теперь он выглядит нелепо, потому что старый исторический контекст перестал существовать. Примечательно, что эта тенденция затронула все иллюзии, включая демократический обман, которые перешли к нам по наследству от мрачных деспотических государств.
Несомненно, в ближайшем будущем мы ещё будем сталкиваться с ложным процветанием старой системы, но, как мы понимаем, это процветание относится к остаточным явлениям прошлой эпохи, время которой подходит к концу, так что она уже стоит на пороге смерти. На самом деле, мы живём в эпоху краха национальных взглядов на государство, общество и идентичность, а следовательно, краха традиционных капиталистических устоев, типа игры во всеобщее голосование, поскольку новая форма империалистического капитализма принесла с собой специфические политические механизмы, типа нацизма и фашизма, и империализм перешёл от укрощения Юга во имя окультуривания дикарей к истребительному капитализму и дикому мальтузианству.
Наш арабский мир страдает, во-первых, от новых форм правления в стиле Ост-Индской компании, которые позволяют вражескому сионистскому государству превратиться в региональную империю. Во-вторых, глобализм убивает восточную региональную историю и превращает наши страны в мелкие, слабые и подчинённые территории, которые вынуждены сотрудничать с Израилем. Абстрактная глобалистская география встречается здесь с империалистической ориенталистской. С другой стороны, что касается сопротивления, то, в отсутствии других средств и возможностей, оно становится единственным способом получения и сохранения демократических, национальных и классовых прав в борьбе с оккупационной агрессией, политической зависимостью, идеологическим господством, рабством и социальной эксплуатацией.
Пусть Сопротивление выглядит как одна из форм насилия, мы считаем его гражданским и политическим выбором, необходимость которого объясняется, во-первых, крахом национальной концепции государства и общества, а также всеобщего избирательного права и демократии в целом; во-вторых, переосмыслением философии сопротивления как альтернативы идеологии власти, которая перестала быть просто идеологией господствующего класса, а стала идеологией господства (Фуко, Грамши); в-третьих, превращением арабского региона, особенно Ближнего Востока, в арену суровых кризисов и насильственных конфликтов из-за принципиальных противоречий и столкновений с империализмом, и в первую очередь с сионизмом, во всех его проявлениях: нормализация, реакция, подчинение.
Источник: موفق محادين,
المقاومة أو البربرية, almayadeen.net, 13 September 2020.