Американский империализм возрождает доктрину Монро.

Sep 10, 2020 15:45



«Сегодня мы с гордостью объявляем всем: доктрина Монро жива и здорова», - заявил недавно во Флориде советник по национальной безопасности США Джон Болтон. Это стало очередным открытым обращением чиновников трамповского правительства к этому почти двухвековому канону вашингтонской внешней политики в Западном полушарии. Болтон выступал на собрании в честь 58-ой годовщины вторжения в Залив Свиней 1961 года - провальной попытки ЦРУ использовать кубинских контрреволюционеров и наёмников для свержения Фиделя Кастро. Болтон абсурдно сравнил участников той грязной операции - одного из самых величайших провалов в истории внешней политики США - с «храбрыми мужчинами Банкер Хилла… и Нормандии».

Доктрина Монро была написана в 1823 году Джоном Куинси Адамсом - одним из самых видных противников рабства и войны с Мексикой 1846 года, которую он осудил как войну за расширение рабовладельческой системы. В 1823 году президент Джеймс Монро впервые объявил, что эта доктрина направлена против любых попыток реакционных монархических держав Европы заново колонизировать новые независимые республики Латинской Америки. Но смысл этой доктрины существенно изменился с подъёмом американского империализма на рубеже веков. Эта политика закрепилась лишением Испании её американских колоний, безжалостным подавлением революционных движений, особенно на Кубе, и навязыванием полуколониального господства США, которое лишило эти республики подлинной независимости.

Так называемое правило «Большой дубинки», введённое президентом Тедди Рузвельтом в 1904 году, определило основные характеристики этой доктрины в XX веке, подготовив почву для около 50 прямых военных интервенций США. Таким образом, США объявили себя «международной полицейской силой» в Западном полушарии, которая имеет право использовать силу для свержения правительств, выступающих против интересов банков и корпораций США, устанавливая диктатуры, подобно Самосы в Никарагуа и Трухильо в Доминиканской республике. Во второй половине XX века доктрина Монро стала неразрывно связана с региональным режимом «национальной безопасности», антикоммунизмом и подавлением рабочего революционного движения в Латинской Америке, которую США считают сферой своего влияния. Это привело к установлению военно-фашистских диктатур в странах Южной и Центральной Америки, которые убили, замучили и лишили свободы сотни тысяч рабочих, студентов и других противников господства США и военного правления.

Учитывая эту кровавую и преступную историю, после распада Советского Союза США всё реже ссылались на доктрину Монро как на актуальную политику в Латинской Америке. Обамовский госсекретарь США Джон Керри зашёл настолько далеко, что в своей речи в Организации американских государств в 2013 году заявил, что «эпоха доктрины Монро закончилась», утверждая, что Вашингтон отказался от интервенций и считает южные земли равными себе. Однако теперь эта кровавая доктрина возродилась с удвоенной силой, сначала в связи с циничной операцией самопровозглашения «временного президента» Хуана Гуайдо в Венесуэле, а затем в связи с резкой эскалацией незаконных и односторонних экстерриториальных санкций Вашингтона в отношении Кубы.

Правительство Трампа продолжает вводить жёсткие санкции, которые усугубляют бедность и голод в Венесуэле, угрожая «всеми вариантами на столе», включая прямую военную интервенцию. Однако уловка с признанием правой марионетки США Гуайдо провалилась, поскольку он не смог организовать военный переворот, на который надеялся Вашингтон. «Мадуро должен обеспокоиться тем, на что способны США», - заявил Болтон в интервью телевизионному каналу PBS, - «а также он должен понять, что мы защищаем 40-45 тыс. американских граждан в Венесуэле. Мы не хотим, чтобы им причинили вред».

Защита американских граждан от предполагаемого «вреда» стала предлогом для двух последних военных вторжений США в Западном полушарии: в Гренаду в 1983 году и Панаму в 1989 году. Болтон повторил своё заявление о том, что доктрина Монро «жива и здорова», добавив, что её цель заключается в «установлении щита перед полушарием» и создании «первого полностью свободного полушария в истории человечества». Хотелось бы спросить: «свободного» от чего? Краткий ответ: свободного от любых помех эксплуатации венесуэльской нефти энергетическими корпорациями США; свободного от конкуренции с Китаем, Россией и ЕС за рынки и ресурсы; свободного от всякого сопротивления господству американского империализма.

Разумеется, это не имеет отношения к свободе рабочего класса Латинской Америки. Отношение правительства Трампа к этим рабочим ежедневно выражается в безжалостной травле иммигрантов на южной границе, за которым охотятся фашистские иммиграционные агенты, бросая их в концлагеря, и отнимая у них детей. Недавно Болтон и госсекретарь Майк Помпео предприняли беспрецедентные меры по активизации «ядерной опции» в Законе Хелмса-Бёртона, узаконившего американскую блокаду Кубы. Третий раздел этого закона позволяет компаниям и гражданам США подавать иски в суды США о взыскании собственности, утерянной в результате Кубинской революции 1959 года. Хотя этот закон был подписан Биллом Клинтоном в 1996 году, он был фактически заморожен последующими республиканскими и демократическими правительствами.

Вступивший теперь в силу этот закон подвергает иностранные компании, работающие на Кубе (европейские, китайские и канадские), потенциальному риску судебных процессов и штрафов в миллиарды долларов, причём, их активы могут быть конфискованы американскими судами, а им самим может быть запрещён доступ к рынкам США. Возрождение доктрины Монро связано с подготовкой к новой мировой войне. Американский империализм полон решимости утвердить своё господство не только в Венесуэле, но и в Иране, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, чтобы установить безоговорочный контроль над всеми мировыми энергетическими ресурсами, ограничив к ним доступ своему главному глобальному противнику - Китаю.

С другой стороны, возрождение дискредитированной доктрины, осуждаемой всей Латинской Америкой - это реакция американского империализма на проникновение Китая на их «задний двор». Китай обогнал ЕС и стал вторым по величине торговым партнёром во всей Латинской Америке, и первым в Бразилии, Перу и Чили. Конечно, размахивание грязным флагом доктрины Монро связано и с внутренними проблемами. Для победы на выборах 2020 года правительство Трампа развязало фашистскую кампанию против «социализма», как оно называет развращённый буржуазный режим Мадуро в Венесуэле. В своём обращении в связи с годовщиной провала вторжения в Залив Свиней к правым кубинским эмигрантам, из среды которых вышли многие террористы и наёмные убийцы, совершившие преступления в интересах американского империализма, Болтон заявил: «Нам понадобится ваша помощь в ближайшие дни. Мы должны отвергнуть силы коммунизма и социализма в этом полушарии, и в этой стране».

Борьба с попытками американской правящей элиты усилить фашистское движение против растущей социалистической оппозиции в среде рабочего класса тесно связана с битвой латиноамериканских рабочих против правых правительств, включая бывшего армейского капитана и нынешнего фашиста Жаира Болсонару в Бразилии, правого мультимиллионера Маурисио Макри в Аргентине и Ленина Морено, который доказал свою покорность империализму, распахнув двери эквадорского посольства в Лондоне перед британской полицией, похитившей по приказу Вашингтона основателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа.

Недавняя волна забастовок мексиканских рабочих в Матаморосе убедительно продемонстрировала, что рабочий класс, фактически включённый эксплуататорскими транснациональными банками и корпорациями в общий производственный процесс, выходящий за рамки национальных границ, может продвинуться вперёд в борьбе с общим империалистическим врагом только через сознательное объединение с рабочими соседних стран. Для успеха этого движения необходимо новое революционное руководство рабочего класса в рамках Международного комитета Четвёртого интернационала в каждой стране Западного полушария.

Источник: US imperialism resurrects the Monroe Doctrine, Bill Van Auken, wsws.org, April 24, 2019.

Бразилия, Китай, История, Венесуэла, Испания, Куба, Перу, Аргентина, Канада, война, Эквадор, Мексика, демократия, империя, Чили, США, терроризм

Previous post Next post
Up