Американский проект основан на лицемерии. Президент Джефферсон, который написал в Декларации независимости красивые слова: «эти истины самоочевидны, что все люди созданы равными», не освободил своих рабов (даже Салли Хемингс, которая родила ему шестерых детей). Конституция США, называемая первым и одним из лучших примеров построения либерально-демократического порядка, считала чёрных только на три-пятых людьми. Хотя работорговля была отменена Конгрессом в 1808 году, процветающий рабовладельческий рынок продолжал поддерживать «южный образ жизни» и экономику плантаций. Даже в 1857 году Верховный суд выносил решения, считая чёрных «собственностью», а не «гражданами». После Гражданской войны понадобилось принять ещё три конституционных поправки - 13-й в 1865 году, 14-й в 1868 году и 15-й в 1870 году - чтобы отменить рабство и предоставить чёрным правовую защиту гражданства, включая право на голосование. Женщины получили это право только в 1920 году.
Хотя вопиющая бесчеловечность рабства могла быть, в некоторой степени, юридически смягчена, структуры и обычаи расизма и эксплуатации сохранялись. Конституционные гарантии и решения Верховного суда могли различным образом игнорироваться штатами. Например, чёрным отказывали в праве на голосование с помощью налогов на участие в выборах, меняющихся требований к регистрации, проверок на грамотность, ограничительных статей, промежуточных выборов только для белых и тому подобных увёрток. В 1940 году, через 70-лет после объявления о праве на голосование, на Юге реально могли голосовать только 3% черных. Менее явное подавление этого права продолжается до сих пор. Дискриминационные законы, которые часто связываются только с Джимом Кроу, очень долго считали чёрных гражданами второго сорта во многих южных штатах. Они вводили ограничения на проживание, работу, банковские кредиты, передвижения, учёбу в школе. Закон о гражданских правах 1964 года и Закон об избирательных правах 1965 года отменили многие из этих ограничений, но ядовитые и жестокие последствия остались.
Рабство было «первородным грехом» Америки, но отношение белых ко всем цветным всегда было жестоким. В первую очередь и сильнее всего пострадали коренные народы, у которых колонизаторы отобрали их родную землю. До сих пор большинство индейцев живут в резервациях, которые составляют только 4% территории США. Разумеется было и физическое уничтожение. Этот геноцид проводился европейцами на основе манифеста «Явное предначертание». Многие индейцы погибли во время насильственных переселений 1830-50 годов. На этих «тропах слёз» погибло более 60 тыс. местных жителей, изгнанных из своих домов, и насильственно конвоированных в концлагеря. Самые жестокие массовые убийства произошли в Беа-Ривер (Айдахо) в 1863 году, Ок-Ран (Калифорния) в 1864 году, Санд-Крик (Колорадо) в 1864 году, Мариас (Монтана) в 1870 году, Уиндед-Ни (Южная Дакота) в 1890 году. Много было и внесудебных казней, самая крупная в американской истории произошла в Манкато после окончания войн с сиу в 1862 году. Когда Колумб «открыл» Америку, коренное население составляло 10-15 миллионов. К концу XIX века, благодаря цивилизации и христианству, «популяция красных дикарей» была сокращена до 238 тысяч. Сегодня в США менее 7 млн. индейцев - около 2% населения.
И другие меньшинства сталкивались в США с дискриминацией. Евреи всегда обвинялись в «убийстве Христа», а их интеллектуальные способности и деловая хватка (развившиеся в результате преследований) вызывали зависть и ненависть. Евреи считались хитрыми заговорщиками, планирующими захватить весь мир. По иронии, благодаря гитлеровской теории, американские нацисты с одинаковой ненавистью относились как к банкирам и олигархам, так и к большевистским революционерам. Китайцы оказались первым народом, которому официального запретили иммиграцию, приняв в 1882 году Закон об исключении китайцев. Многие китайцы, которых ранее завезли как рабов, построили железные дороги в условиях жестокого насилия. Японцы, которым в 1907 году запретили въезд в США, были согнаны в концлагеря в 1945 году, после Перл-Харбора, несмотря на отсутствие доказательств их опасности. Выходцы из Южной Азии, включая индийцев, не считались «свободными белыми» и не имели права на получение гражданства США. Азиатская иммиграция была полностью запрещена в 1924 году. И хотя в 1946 году дверь была приоткрыта, въезд ограничили до 100 человек в год.
Расизм лежит в основе истории, практики и ценностей США. Часто задаётся вопрос: почему некоторые меньшинства, страдавшие от дискриминации, смогли добиться процветания, а чёрные нет? В самом этом вопросе заключается расистский подтекст, намекающий на мифы белых о лени, интеллектуальной неполноценности, моральной слабости, неспособности к сотрудничеству, организации и развитию социального капитала негров. Но эти мифы не имеют никакого отношения к реальности. Во-первых, ни одно другое меньшинство не сталкивалось с таким свирепым фанатизмом, как чёрные. Все остальные (кроме, коренных народов, чьё положение тоже не улучшилось) добровольно приезжали в эту страну. Чёрных похищали, обращали в рабство и продавали. Они не были иммигрантами, которые плыли в Америку в поисках «американской мечты», их насильственно привезли, бросив в американский кошмар. Во-вторых, хотя многие страдали от расистских предрассудков, никто не сталкивался с такими издевательствами и физическим насилием как чёрные. Менестрель-шоу, в которых белые с измазанными ваксой лицами изображали чёрных недочеловеками, были очень популярны.
Избиения, цепи, охота на людей, сжигание крестов и линчевания стали символами дегуманизации чёрного народа. Согласно статистики, с 1877 по 1950 годы линчёвано более 4400 чёрных. Многие линчевания были публичными, на которые европейцы приходили, чтобы насладиться зрелищем и утвердить власть белых. Язык насилия - единственный язык, на котором белые могли говорить с чёрными. Эти принципы сохранились до сих пор, особенно в полиции. Кроме того, под предлогом защиты общин государство продолжает поощрять вооружённых волонтёров, которые часто склонны к самосуду. Неудивительно, что президент Трамп советует полиции, разгоняющей уличные протесты, «господствовать» в своих регионах. В-третьих, эти отношения отягощены психо-сексуальным фактором. Белые мужчины заявляли о своём стремлении «защищать своих женщин», проявляя беспокойство и неуверенность в отношении сексуальной силы чёрных мужчин. Даже намёк, слово, взгляд, вызывающие подозрение в страсти чёрного мужчины к белой женщине могли закончиться дикой расправой. Эта практика продолжалась даже в XX веке.
В 1921 году в Талсе (Оклахома) чёрного подростка обвинили в растлении белой женщины, хотя она сама не выдвигала таких обвинений. Вспыхнувший конфликт привёл к резне, в результате которой погибло 10-15 белых и более 300 чёрных. Был сожжён весь негритянский район Талсы под названием Гринвуд - один из самых густо населённых чёрных анклавов в США, было уничтожено более 1000 жилых и коммерческих зданий. Ни один человек не был привлечён к ответственности. В 1955 году 14-летнего Эммета Тилля из Чикаго, который приехал в гости к тёте в Миссисипи, обвинили в приставании к белой женщине, за то, что он свистнул ей. Этого мальчика замучили до смерти, мать даже не могла опознать его останки. Преступники были оправданы белыми присяжными. О подобных случаях хорошо описано в книге 1961 года «Убить пересмешника» Харпер Ли.
Положение чёрных в США остаётся очень мрачным. По данным ООН, в 2018 году чёрные в 3 раза чаще обыскивались, в 2 раза чаще арестовывались и получали существенно длительные тюремные сроки за одинаковые преступления, чем белые. 35% всех казнённых в США - чёрные, они составляют 34% всех заключённых, и 42% приговорённых к смертной казни. И хотя полицейское насилие, и связанные с ним несправедливости, явно заметны, больше всего чёрные страдают от политического бесправия и экономического неравенства. Чёрные составляют примерно 13% населения, в Палате Представителей 52 чёрных политика из 435, а в Сенате - всего 3 (и это самый высокий показатель в истории), и нет ни одного чёрного губернатора. Из 189 американских послов только 3 чернокожих.
По данным Института экономической политики, в 2018 году средний чёрный работник зарабатывал 75% от зарплаты белого (14,92 доллара в час против 19,79). Журнал Economist сообщил, что в 2019 году среднее благосостояние составило 138 тыс. долларов для чёрных семей и 933,7 тыс. для белых. 72% белых имеют дома, как правило, в хороших районах, и только 42% чёрных имеют дома, как правило, в плохих районах. Уровень безработицы чёрных в два раза выше белых. Около 23% больных коронавирусом - чёрные. Аналогичные пропорции наблюдаются среди больных гипертонией, диабетом, ожирением, астмой, раком и другими болезнями. Образовательные возможности также различаются. По данным Национального центра образовательной статистики, почти 80% белых закончили среднюю школу, и только 62% чёрных. 29% белых мужчин и 38% белых женщин окончили колледж, и только 15% чёрных мужчин и 22% чёрных женщин.
И причина этого - не врождённые интеллектуальные различия, которые принято использовать для объяснения «разрыва в успеваемости» (сравнительно низкие оценки по чтению и математике среди чёрных учеников). Джон Валант из Брукингского института отмечает, что уровень оценок чёрных в стандартизированных тестах больше определяется «политикой исключительного зонирования», которая блокирует чёрным семьям доступ к лучшим школьным округам; «практикой массового заключения», которая отнимает родителей у чёрных детей; и «недостаточным обеспечением школ в чёрных районах», что гарантирует низкое качество учителей, слабую вспомогательную инфраструктуру и атмосферу безнадёжности и отчаяния среди школьников. Ожидания, что в этих условиях дети будут показывать одинаковый уровень успеваемости, похожи на веру спортивных болельщиков в победу бегуна с гирями на ногах.
Усилия Линдона Джонсона по «выравниванию игрового поля» привели в 1965 году к политике «Позитивных действий» и созданию Комиссии по равным возможностям в сфере занятости, чтобы предоставить самым обездоленным некоторые образовательные и экономические возможности. Конечно, это означало некоторый прогресс. Постепенно появился небольшой чёрный средний класс профессионалов, начали процветать некоторые чёрные бизнесмены, чёрные исполнители добились потрясающих успехов в индустриях развлечения и спорта. Но многих белых возмущали эти программы, которые постепенно отменялись, в том числе по ложным обвинениям в «обратной дискриминации». И чаще всего «позитивные действия» заключались лишь в назначении на чиновничьи должности определённого процента покорных чёрных, чтобы обозначить видимость расового равенства. Но это лишь углубляло проблемы.
Расовые проблемы не ограничиваются белыми полицейскими, которые убивают чёрных, они затрагивают все сферы американского общества. Они происходят от хищнического капитализма, которому поклоняются в США, с акцентом на уродливый материализм, а не на человеческое развитие, на эгоистический индивидуализм, а не коллективное благоденствие, на отчаянное стремление к выгоде, а не социальную справедливость, на аморальное неравенство, а не равное распределение, на патриархальное господство, а не всеобщую демократию, на безумное потребительство, а не экологическую культуру, на хитрую стратегию, которая разделяет трудящихся, заставляя их ненавидеть друг друга. Расы являются узниками своих предрассудков, которые вынуждают их чрезвычайно искажённо смотреть на «чужаков». Их взгляды на историю, взаимодействие с реальностью и оценки событий ограничивают их представления собственными мифами, затрудняющими взаимное общение. Взгляды чёрных на одни и те же вещи радикально отличаются от взглядов белых. В этих условиях ненависть просто неизбежна.
И когда расизм сводится до одного отдельного случая (например, полицейской жестокости), это позволяет политикам цинично качать головами и провозглашать банальные клише. Это позволяет им ограничиваться отдельными реформами в полиции, чтобы заявить, что они «решили проблему». Это позволяет правящей элите обсасывать в СМИ красивые кадры с преклонением колена, размахиванием транспарантом «Чёрные жизни имеют значение» или поднятым вверх кулаком на похоронных мероприятиях - эти символы, конечно, хороши, но за ними нет никаких реальных достижений. Пока продолжает игнорироваться исторический, политический и психологический контекст белого превосходства и чёрного бесправия, можно лечить лишь симптомы, не трогая сам вирус расизма. Интеллектуальная честность и моральная смелость, которые необходимы для решения этих проблем отсутствовали в прошлом, и нет никаких признаков, что они появятся в ближайшем будущем. Прожив долгие годы в США, я лично могу подтвердить справедливость и порядочность большинства моих знакомых по работе и учёбе, за что я им очень благодарен. Это лишь подчёркивает, что эти проблемы не индивидуальные, а системные.
Источник:
Racism in America: Police Choke-Holds Are Not the Issue, Ahrar Ahmad, counterpunch.org, July 9, 2020.