COVID-19: капитализм и социализм.

May 15, 2020 16:08



Женщина в самодельной маске. Самодельные маски стали символом вируса в Северной Америке из-за неспособности правительств и современных механизмов снабжения обеспечить людей средствами защиты.

Чрезвычайная ситуация с COVID-19 подчеркнула старые истины о капитализме и социализме. Реакция на самые насущные потребности, которые возникли во время неё, раскрыла перед нами самые главные проблемы. COVID-19 чрезвычайно заразен, и у тех, кто заразился им, не всегда проявляются симптомы. Два эти признака, в сочетании, гарантируют быстрое распространение вируса, если не выполняются определённые требования.

Прежде всего, необходимо обеспечить достаточные запасы наборов для тестирования, средств индивидуальной защиты (масок, перчаток, дезинфицирующих средств и т.п., особенно для медицинских сотрудников) и аппаратов для вентиляции лёгких. На более высшем уровне необходима адекватная инфраструктура здравоохранения. Это означает достаточное количество больниц, медицинских сотрудников и вспомогательного персонала, чтобы полноценно реагировать на чрезвычайные ситуации. Это также означает доступ людей к бесплатной диагностике и медицинской помощи.

На ещё более высшем уровне возникают дополнительные требования. Необходим всеобщий отпуск по болезни, чтобы люди не боялись потерять доход, если они не могут работать из-за болезни, и необходима компенсация за безработицу, если люди теряют работу. Кроме того, все люди должны быть обеспечены жильём, без которого невозможна самоизоляция. А также нельзя разделять людей в сфере здравоохранения на основе легального гражданства или его отсутствия, поскольку каждый житель страны может оказаться носителем вируса. И наконец, правительство должно обладать способностью и политической волей для организации срочной мобилизации ресурсов, которые необходимы для просвещения населения, снабжения его продуктами питания и срочной постройки временных больниц.

По всем этим важнейшим показателям США потерпели провал. Но кроме этих, вовсе не новых проблем, трамповское правительство проявило особенно извращённую реакцию на кризис коронавируса. Несколько недель, уже зная о пандемии, оно издевалось над опасностью и отказывалось принимать наборы для тестирования, предлагаемые Всемирной организацией здравоохранения. И даже когда опасность стала очевидной для всех, оно не смогло организовать экстренное производство жизненно важных медицинских товаров. Вместо поощрения внутренней и международной солидарности, оно выискивало козлов отпущения по национальному признаку (Трамп назвал этот вирус «китайским», спровоцировав расистские нападения на лиц восточноазиатской национальности), усиливало и без того разрушительные санкции против Ирана и Венесуэлы, и пыталось помешать замечательной кубинской программе по оказанию международной медицинской помощи. Оно также воспользовалось чрезвычайной ситуацией, чтобы ещё больше ослабить защиту окружающей среды и условий работы трудящихся, в то же время предоставив огромную финансовую помощь крупнейшим корпорациям.

И словно всего этого было мало, президент занялся самыми бесстыдными формами коррупции. На ежедневных пресс-конференциях он либо запрещал критические вопросы, либо ругал тех, кто их поднимает. Он потребовал, чтобы его имя было напечатано на всех пособиях. Федеральную помощь различным штатам он распределял исходя не из их потребностей, а из своего благоприятного или негативного отношения к их губернаторам. Вопреки медицинскому экспертному заключению, он рекламирует весьма сомнительный препарат, в производстве которого участвует его бывший адвокат. В более общем плане, он продавливает быстрое возвращение к экономической «нормальности», невзирая на опасность для жизни людей.

Провалы экстренной реакции США на эпидемию отразили капиталистический подход к здравоохранению. Суть этого подхода заключается в отношении к медицине как к товару, определяя качество и объём лечения в зависимости от платёжеспособности больного. Конечно, отчасти это определяется системой медицинского страхования, поскольку капиталистическое страхование ставит больного перед выбором: тяжёлое финансовое бремя или отказ от необходимых медицинских процедур. Единственное решение проблемы высокой стоимости частного страхования, по мнению правительства США - это переложение части страховых платежей на работодателей. Абсурдность такого решения, которая для многих была очевидной и ранее, особенно проявилась во время нынешнего кризиса, когда миллионы работников потеряли работу, а вместе с ней и медицинскую страховку.

Конфликт между капиталистическими принципами и человеческими потребностями особенно шокирует в сфере здравоохранения, поскольку мы наблюдаем здесь наибольший разрыв между стоимостью медицинских процедур и способностью средних граждан оплачивать их. Рыночная оценка человеческих потребностей настолько уродлива в медицинской сфере, что даже в капиталистических странах широко признаётся, что здравоохранение должно основываться на социалистических принципах. Тем не менее, фактическая реализация таких принципов зависит от давления организованного рабочего класса, который очень слаб в США. И остаётся ещё одна проблема - капиталистический режим всегда стремится сокращать гарантии общественного здравоохранения. Так например, Национальная служба здравоохранения Британии несколько лет подрывается политикой приватизации.

Более основательный социалистический подход подразумевает социалистическую перестройку общества, чтобы сделать возможным профилактический подход к здравоохранению. Более того, если социалистический подход применяется не только к страхованию, но и к самим службам здравоохранения, то становится легче эффективно распределять необходимые навыки и материалы. Во время нынешней пандемии я узнал об одном случае во Флориде, когда частная больница, которая решила, что в какой-то момент её рабочая сила используется не на 100%, пригрозила уволить медсестёр, которые устроятся на временную работу в другую местную больницу (конкурентную), которая столкнулась с авральным наплывом больных COVID-19.

Социалистический подход к здравоохранению выходит за рамки реагирования только на рыночный спрос или частные интересы, создавая инфраструктуру, которая может реагировать на чрезвычайные ситуации. Это наглядно проявилось в Китае, где всего за две недели были построены необходимые временные больницы в Ухане. Более того, полный социалистический подход с соответствующей культурой сотрудничества позволяет, как неоднократно показывала Куба, распространять медицинскую помощь в глобальных масштабах, далеко за пределы одной страны.

В отличие от этого, капиталистическая система страдает не только от выше приведённых недостатков, поскольку её неолиберальная форма сконцентрирована только на сокращении расходов. Нынешняя промышленность преобразована с учётом принципа текущего спроса, который лишает её запасов продукции, создавая угрозу дефицита на случай внезапного повышения спроса. Такой же рыночной подход к медицине приводит к закрытию больниц, сокращению больничных мест и персонала, что приводит к большим проблемам в условиях эпидемий. По иронии судьбы, губернатор Нью-Йорка Эндрю Куомо, который много критиковал федеральное правительство, оказался виновен в сокращении больничных мест в своём штате с 50 до 30 тысяч.

США уникальным образом воплощают в себе капиталистические приоритеты не только минимизацией общественных интересов, но и одержимостью войной. Глобальное пространство, которое социализм рассматривает как сферу сотрудничества, капитализм считает сферой конкуренции и господства. В документе о Национальной стратегии безопасности 2002 года правительство США назвало своей ролью стремление к безоговорочному военному превосходству. Это означает отмену всех ограничений на военные расходы, что наносит огромным ущерб всем остальным статьям бюджета. Военная политика оправдывается так называемой «национальной безопасностью». Но что может быть опаснее для безопасности страны, чем правительство, которое неспособно защитить собственное население от смертельной пандемии?

Следует помнить и о демографических контурах распространения вируса. Природа этой болезни такова, что она особенно опасна для тех, кто вынужден находиться вблизи множества людей. Призывы к «социальному дистанцированию» реализуются неравномерно. Конечно, особому риску подвержены медицинские работники, но в не меньшей опасности находятся работники других жизненно важных секторов, включая производство и продажу продуктов питания, а также нищих, которые вынуждены жить в условиях скопления людей. Особо уязвимы те, кто оказался в тюрьмах, так как они лишены всех форм защиты. Это исключительно опасный сектор в США, где массовое лишение свободы постоянно растёт, а здравоохранение сокращается. Однако, эта опасность не остаётся за тюремными стенами, а возвращается во внешнее общество.

Эта пандемия вызвала экономическую депрессию. Это заставит многих людей пересмотреть свои предположения о постоянстве капитализма. Конечно, все эти проблемы разоблачили неспособность самого сильного капиталистического правительства реагировать на человеческие потребности. В то время как многие американцы рискуют своим здоровьем, пытаясь служить остальному обществу, правительственные учреждения больше мешают, чем помогают их усилиям. Корпорации и ключевые государственные учреждения считают, что прибыль важнее общественного здоровья. Правильно было недавно написано на транспаранте бастующих нью-йоркских рабочих: «Капитализм - это вирус».

Капитализм не только способствует распространению COVID-19, он также использует проблемы медицины для усиления слежки и преследований диссидентской политической деятельности. И эти преследования будут только ужесточаться, так как экономические трудности, вызванные депрессией, приведут к росту массового недовольства. Ещё до COVID-19 большинство населения США поддерживало идею всеобщего бесплатного здравоохранения. Но правящий класс категорически против этого. Правительство США, давно используемое в качестве агрессивной антидемократической силы в других странах, теперь будет исполнять эту роль и внутри страны.

Логично возникает вопрос: смогут ли люди по всему миру (включая США) реагировать на эти проблемы без угрозы политического преследования? Подводя итог, приведу самые насущные требования, которые мы должны выдвинуть сейчас:
- адекватное финансирование медицинских учреждений, сотрудников и поставок;
- бесплатная медицина, запрет отбора домов, базовая поддержка дохода;
- запрет дискриминации нелегальных иммигрантов;
- освобождение просителей убежища; заключённых в ожидании суда, неспособных внести залог; заключённых со слабым здоровьем или тех, чей срок подходит к концу;
- международное сотрудничество в распределении жизненно важных ресурсов (включая лекарства, изобретённые на Кубе); отмена экономических санкций.

В более долгосрочной перспективе: больницы и фармацевтические фабрики должны быть переданы в общественную собственность; необходимо устранить социальные причины плохого состояния здоровья (бедность, загрязнения, плохое питание и т.д.); необходимо решить проблемы экологических дисбалансов, которые приводят к подобным эпидемиям. Это радикальные требования, но мы оказались в чрезвычайной ситуации, которая требует радикальных мер.

Источник: COVID-19, Capitalism, And Socialism, Victor Wallis, Political Animal Magazine, popularresistance.org, April 20, 2020.

Китай, банки, История, Венесуэла, тюрьмы, Куба, Англия, Иран, война, медицина, демократия, кризис, неолиберализм, империя, идеи, экология, бедность, США

Previous post Next post
Up